Магазин на диване. Маркетплейсы запускают мониторинг на основе искусственного интеллекта

13 сентября
Utrecht Robin/ABACA/TASS

Популярность покупок в Сети рванула вверх в 2020 году. Сказался режим самоизоляции — из дома выходить было нельзя, крупные торговые центры не работали, спасал интернет-шопинг. К тому же это оказалось удобно — экономит время, многие операторы предоставляют услугу примерки, если покупатель заказывает одежду или обувь. На фоне взрывного роста новой формы торговли важно не нарваться на контрафактные товары.

Самые крупные и популярные площадки, где можно купить все — от батона хлеба до мебельного гарнитура — не продают в полном смысле этого слова, а предоставляют эту возможность множеству магазинов и частных предпринимателей. Кроме этого, те же Ozon, «Яндекс. Маркет», Wildberries, «Сбермаркет» доставляют товары, а иногда хранят их на своих складах.

Сейчас площадки-агрегаторы не несут прямой ответственности за подлинность брендированных товаров. Фактически, у них есть только репутационные риски в случае выявления на их витрине подделок.

«По закону правообладатель в случае нарушения интеллектуальных прав может предъявить претензии и к поставщику, и к самой площадке. Поэтому все маркетплейсы крайне заинтересованы в том, чтобы минимизировать или свести к нулю долю контрафакта», — пояснил нашему порталу президент АКИТ Артем Соколов.

Своими силами

Сейчас под видом параллельного импорта в Россию чаще всего ввозят контрафактные детские игрушки, одежду, обувь, парфюмерию и электронику, цитирует РИА «Новости» заместителя главы Федеральной таможенной службы (ФТС) Владимира Ивина.

Сейчас, по данным АКИТ, около 0,1% продукции, которую продают интернет-площадки, — контрафакт. На первый взгляд, немного, но, если учесть объемы сделок, проходящих через маркетплейсы, им есть с чем бороться.

Так, в Wildberries нам рассказали, что отладили работу с брендами и эффективно отсеивают некачественную продукцию. Продавцы обязаны иметь документацию, подтверждающую подлинность товара, и предоставлять ее не только площадке, но и любому покупателю по первому запросу.

Компания использует собственную систему мониторинга на основе искусственного интеллекта, которая анализирует карточки товаров, фотографии, отзывы и блокирует продажу подозрительной продукции.

Также онлайн-площадка завершает разработку сервиса «Цифровой арбитраж». С его помощью правообладатель сможет запросить у продавца правоустанавливающие документы. Если товар подлинный, а продажа законна, то в новом сервисе будет зафиксирована эта информация. В случае же, когда продавец предлагает подделки, товары будут сняты с онлайн-витрины.

«Раньше переписка с возможными нарушителями через их официальные каналы могла занимать длительное время, а благодаря новому сервису спорные вопросы можно будет урегулировать за несколько дней», — пояснили в компании.

Владелец бренда сможет использовать переписку с продавцом контрафакта в суде, чтобы доказать нарушение своих прав.

По данным «Яндекс. Маркет», доля контрафактных товаров на этом маркетплейсе не превышает 0,05% от общего числа товаров. Здесь также работает система отслеживания контрафакта. Отдельная команда в компании ведет мониторинг ассортимента и разбирает обращения пользователей. Если покупатель сомневается в оригинальности или качестве продукта, он может нажать кнопку «Пожаловаться на товар» и написать претензию или обратиться в службу поддержки.

«Яндекс. Маркет» также использует автоматические системы, которые помогают опознать подозрительный товар или продавца по отзывам, карточкам товаров и их изображениям.

«При выявлении подделки мы запускаем углубленную проверку партнера — делаем контрольные закупки, а в самых сложных случаях связываемся с производителем товаров для определения контрафакта», — рассказали в компании.

Кроме того, продавец обязан предоставлять документы на товары, которые подлежат сертификации, декларированию или лицензированию. Если партнер не может подтвердить подлинность продукции, то продаваться на площадке она не будет.

Держать марку

Сегодня, по данным сервиса «МойСклад», в интернете появляется все больше товаров, ввезенных по параллельному импорту. В некоторых категориях доля такой продукции уже превышает 10%. А чем больше объем импортных товаров, тем важнее отслеживать их качество и подлинность.

Участники рынка создали на площадке АКИТ единую информационную систему по борьбе с контрафактом: обмен данными позволит быстро выявлять нарушения и отсекать предложения с подделками сразу на всех площадках. Как она работает — неизвестно, представители торговых площадок сообщают лишь, что «система тестируется».

«Налаживание механизмов параллельного импорта — ввоз оригинальных товаров законным способом — и новая информационная система могут стать хорошими инструментами в борьбе с контрафактом», — считает Артем Соколов.

Отвечать за маркировку товаров наравне с продавцами и производителями интернет-агрегаторы начнут с 1 марта 2023 года. Это означает, что в случае сбыта неучтенной продукции оштрафуют и самого продавца, и маркетплейс.
 

13 сентября 2022
Вернуться в раздел