Законная цифровая валюта: как в России планируют легализовать криптомайнинг

26 ноября
Роман Пименов/ТАСС

«Крипта — это данность»

В Госдуме рассматривается законопроект о майнинге криптовалюты, разработанный при участии Банка России. Документ предполагает легализацию этого вида деятельности на территории нашей страны, но строго в рамках закона. В том числе — с соблюдением определенных требований — смогут работать и майнинг-пулы, объединения майнеров.

Подчеркивая актуальность нового законопроекта, глава Минфина России Антон Силуанов, в частности, отметил: «Поскольку крипта — это данность, вы имеете возможность покупать, оперировать, продавать, и все это за рубежом делается, не на нашей инфраструктуре. Доходы никто не получает, все это нелегально получается. Лучше все-таки иметь правовое регулирование, чем его отсутствие».

При этом, согласно проекту закона, реализовывать полученную цифровую валюту необходимо будет без использования российской инфраструктуры, единственное исключение — сделки в рамках экспериментального правового режима. Так что создавать криптовалюту в России будет можно, а вот расплачиваться ей легально придется только за границей.

Цифровая добыча

Само слово «майнинг» — это калька с английского, в котором этим словом изначально обозначали добычу полезных ископаемых. В современном мире, говоря простыми словами, майнинг — это деятельность по созданию криптовалюты (которую также можно назвать цифровой валютой). Однако такая деятельность пока никак не регулируется в нашей стране.

Первым делом законопроект определяет само понятие майнинга. Под ним предлагается понимать «деятельность по проведению математических вычислений путем эксплуатации вычислительных устройств и программно-аппаратных средств для внесения записей в информационную систему, использующую технологию распределенного реестра, имеющих целью создание цифровой валюты и (или) получение вознаграждения в цифровой валюте». То есть, вне зависимости от типа криптовалюты, любые «математические вычисления», приведшие к ее появлению, переводят владельца «вычислительных устройств» в статус майнера.

При этом законопроект не устанавливает конкретные требования к деятельности таких лиц (граждан и компаний). Их позднее будет определять Правительство по согласованию с Банком России.

Законопроект сейчас очень актуален и соответствует вызовам современности — такое мнение высказал декан факультета цифровой экономики и массовых коммуникаций Московского технического университета связи и информатики, ведущий научный сотрудник департамента информационной безопасности Финансового университета при Правительстве РФ Сергей Гатауллин.

Он объяснил, что этот законопроект позволит вывести майнинг из серой зоны и начать развивать его уже в правовом поле. Также эксперт отметил, что норма об утверждении требований к майнерам правительством по согласованию с ЦБ логична и позволит гибко регулировать все возникающие вопросы. В первую очередь тогда, когда уже появится правоприменительная практика в данной сфере.

Пункт обмена криптовалюты

Руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС Антонина Левашенко, в свою очередь, отметила, что легализовать майнинг необходимо как минимум для того, чтобы такая деятельность стала законной. В то же время, по ее словам, здесь необходимо соблюсти грань, при которой регулирование и ограничения на торговлю цифровыми валютами не стали обременительными и не создавали барьеров на рынке.

За рубежом не предъявляют никаких требований к такой деятельности, кроме как уплаты налогов. Если майнинг осуществляется в рамках предпринимательской деятельности, то лицо платит налог на прибыль предпринимателя, либо уплачивает специальный налог (например, если есть льготный режим). Также майнер пользуется всеми налоговыми вычетами, доступными для предпринимателей, может вычесть расходы на осуществление майнинговой деятельности (например, расходы на электроэнергию, комиссию за транзакции при продаже актива, расходы на хранение и другие подтвержденные расходы, связанные с майнингом). Если майнинг осуществляет физическое лицо, то оно учитывает в налоговой декларации доход от майнинга и уплачивает налог на доход физического лица», — объяснила она.

По словам Левашенко, в этом случае важно не создать дополнительные барьеры для майнинговой деятельности в виде требований по регистрации, требований к оборудованию для майнинга или предоставлению каких-либо гарантий инвесторам со стороны майнеров. Любые серьезные ограничения могут спровоцировать отток майнеров из России.

Законопроект предусматривает, что полученную криптовалюту необходимо будет реализовывать (то есть продавать или обменивать) без использования российской инфраструктуры, за исключением сделок в рамках экспериментального правового режима. Антонина Левашенко объяснила, что это ограничит продажи криптовалюты российским инвесторам, которые будут вынуждены покупать ее через специальный механизм. При этом иностранные инвесторы смогут покупать цифровую валюту, созданную в России.

Сергей Гатауллин, в свою очередь, отметил, что это положение потребует дополнительного законодательного регулирования. Он также обратил внимание на другое важное ограничение: законопроект предусматривает запрет на рекламу криптовалюты или ее предложение в другой форме неограниченному кругу лиц.

«Этот запрет напоминает нам о необходимости достаточной финансовой грамотности для работы с криптовалютой, и не позволит недобросовестным участникам крипторынка развивать деятельность по привлечению неквалифицированных игроков», — объяснил эксперт.

26 ноября 2022
Вернуться в раздел