Какие плюсы у самозанятости, и как ее оформить?

20 сентября 2024
Молодой человек за компьютером
Сергей Коньков/ТАСС

Работать на себя — удобно и выгодно. Сам выбираешь клиентов, ставишь цену на свои услуги или товары и определяешь график. И налоги у самозанятых меньше, чем у наемных сотрудников, которые платят НДФЛ.

Что такое самозанятость и как ее оформить, рассказываем в нашем материале.

Кто такие самозанятые?

Самозанятые — это люди, которые работают на себя.

  • У них нет наемных сотрудников.

  • Годовой доход не превышает 2,4 млн рублей.

  • Платят только налог на профессиональный доход — он ниже, чем НДФЛ.

  • Могут получить льготные кредиты и другие меры господдержки.

Любой доход самозанятого является легальным предпринимательством — это защищает от штрафов налоговой и помогает развивать свое дело.

Размер налога

Для самозанятых есть два вида ставок. Какой процент от дохода вы будете платить, зависит от его источника:

  • 4% — если деньги поступили от физического лица;

  • 6% — если от юрлица или индивидуального предпринимателя.

Ставки сохранятся до конца 2028 года.

Плюсы самозанятости

  • Нет дохода — не надо платить налог.

  • Не нужны онлайн-кассы и декларации. Налог рассчитывается автоматически.

  • Работа с физлицами и компаниями — по договорам об оказании услуг, авторского заказа или подряда.

  • Можно одновременно работать по трудовому договору, но работодатель не должен быть вашим клиентом по самозанятости.

  • Страховые взносы в фонд ОМС автоматически отчисляются с налога.

  • Пенсионные взносы в СФР добровольные через «Мой налог» — так будут начисляться страховой стаж и пенсионные коэффициенты.

Меры поддержки самозанятых

  • 10 тыс. руб. — налоговый вычет при регистрации. Пока сумма не израсходована, ставка налога пониженная: 3% при расчетах с физлицами, 4% при расчетах с юрлицами и ИП.

  • Льготные займы на развитие бизнеса или погашение расходов. Полные условия — на сайте Минэкономразвития.

  • Льготная аренда рабочего места в коворкингах, офиса или производственного помещения в бизнес-инкубаторах, а также государственного или муниципального имущества: земли, транспорта, оборудования.

  • Также доступны консультации, обучение и продвижение в центрах «Мой бизнес».

Кто может оформить самозанятость?

  • Работающие удаленно: копирайтеры, веб-разработчики.

  • Те, кто хочет легально подрабатывать, в том числе подростки с 14 лет (нужно письменное разрешение от родителей, заверенное у нотариуса).

  • Представители сферы услуг: парикмахеры, репетиторы, фотографы, ремонтники.

  • Те, кто получает доход от сдачи жилья в аренду.

  • Те, кто продает товары собственного производства.

  • Без обращения в налоговую — любой россиянин, а также граждане Казахстана, Киргизии, Армении и Белоруссии. Гражданам других стран сначала нужно получить ИНН в ФНС.

Кто не может оформить самозанятость?

  • Госслужащие. Исключение: если они сдают жилье в аренду.

  • Адвокаты, частные нотариусы, арбитражные управляющие, медиаторы и оценщики, но только по основной специальности. Самозанятый адвокат может заниматься репетиторством.

  • Те, кто продает подакцизные товары и с маркировкой «Честный знак» либо товары, которые производятся другим человеком или компанией.

  • Посредники, например, турагенты и риелторы.

  • Те, кто добывает или продает полезные ископаемые.

  • Арендодатели нежилой недвижимости, например, апартаментов или гаража.

Как стать самозанятым?

  • Через приложение «Мой налог»: отсканируйте в приложении паспорт и загрузите свое фото.

  • Через личный кабинет самозанятого на сайте ФНС: для регистрации и входа нужны ИНН и пароль от личного кабинета налогоплательщика.

  • Через «Госуслуги»: во вкладке «Регистрация в качестве самозанятого» подтвердите данные паспорта и ИНН, заполните анкету и отправьте заявление. Ответ придет в личный кабинет в течение пяти рабочих дней.

  • Через приложение банков из списка на сайте ФНС.

Как платить налоги?

Налог рассчитывается автоматически по чекам от клиентов в приложении «Мой налог» или банковском приложении и оплачивается там же.

  • В приложении «Мой налог» формируйте онлайн-чеки после каждой оплаты и отправляйте клиентам.

  • В приложении банка при поступлении денег нажимайте кнопку «Заявить о доходе» и отправляйте документ в налоговую. Налоговая рассчитает платеж с общего дохода за отчетный период.

Как ИП стать самозанятым?

Оформите самозанятость при регистрации ИП как режим налогообложения. Если ранее выбрали один из спецрежимов для ИП, зарегистрируйтесь как самозанятый.

Сообщите о смене налогового режима в ФНС в течение месяца, если:

  • пользуетесь упрощенной системой налогообложения,

  • платите единый сельскохозяйственный налог.

Если вы ИП на патентной системе налогообложения, дождитесь, когда закончится срок действия патента, либо сообщите в ФНС, что отказываетесь от патента и переходите на самозанятость.

При смене налогового режима сниматься с учета как ИП не нужно.

20 сентября 2024
Вернуться в раздел