Мы собрали ключевые навыки и знания, которые помогут первоклассникам комфортно учиться, на основе приказа Минпросвещения РФ № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования». Спойлер: главное — это не чтение и не устный счет, а умение общаться и справляться с бытовыми задачами.
Общее развитие:
знать свои имя, фамилию, возраст, имена родителей, домашний адрес;
понимать, в какой стране и каком городе живет;
различать времена года, дни недели, части суток, правую и левую стороны;
называть профессии и виды транспорта.
Математика и логика:
считать до 10 и в обратном порядке;
знать цифры, соотнести число с количеством предметов;
сравнивать предметы по размеру: больше/меньше, выше/ниже;
различать простые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;
решать элементарные логические задачи: найти лишний предмет, продолжить последовательность и т. д.
Речь и чтение:
четко произносить все звуки;
составлять предложения из 5–7 слов, пересказывать короткие истории;
различать звуки в словах: первый/последний, гласные/согласные;
мочь запоминать стихи наизусть;
если уже умеет читать, то должен понимать смысл прочитанного.
Письмо и мелкая моторика:
правильно держать ручку, карандаш, ножницы;
обводить контуры, рисовать простые фигуры, аккуратно раскрашивать;
писать печатные буквы и цифры.
Окружающий мир:
называть животных, растения, явления природы;
знать основные правила безопасности — например, не открывать дверь незнакомцам, переходить дорогу на зеленый свет.
Поведение:
уметь общаться со сверстниками: делиться, договариваться, решать конфликты словами;
выполнять просьбы взрослых, соблюдать правила в группе;
знать вежливые слова: «спасибо», «пожалуйста», «извините»;
мочь самостоятельно одеться, сложить вещи, убрать за собой.
Физическая подготовка:
бегать, прыгать, лазать по лестнице;
ловить и кидать мяч, сохранять равновесие;
выдерживать небольшие физические нагрузки, например, пешую прогулку.
Творчество:
самостоятельно рисовать, лепить, делать аппликации;
петь, двигаться под музыку, участвовать в небольших сценках.