«Никогда не разговаривай с незнакомцами и никуда с ними не ходи», — раз за разом слышит ребенок от родителей и учителей. Однако социальные эксперименты показывают, что волонтерам, притворившимся похитителями, все равно удается уводить детей под разными предлогами: от поисков котенка до покупки мороженого.
Чтобы ребенок четко знал, как вести себя в подобных ситуациях, важно регулярно проговаривать с ним конкретные правила безопасности.
Относитесь с вниманием к тому, что рассказывает ребенок, особенно, если он посчитал чье-то поведение странным. Конечно, это может быть лишь плодом детской фантазии. Однако всегда есть вероятность, что подозрительный человек действительно существует и его намерения не самые добрые. Лучше прислушаться к ребенку и проверить эти наблюдения.
Ситуация: ребенок сделал то, что ему запрещено, например, без предупреждения ушел гулять в соседний двор. В этом случае лучше не ругать, а объяснить, почему нельзя так поступать и насколько серьезными могут быть последствия. Наказания только вынуждают детей в дальнейшем скрывать правду.
Не стоит за проступки отбирать мобильный телефон — напротив, следите, чтобы он был заряжен, и своевременно пополняйте баланс, ведь ребенок всегда должен быть на связи.
Содержание беседы о безопасности должно соответствовать возрасту. Например, малышам достаточно понимать: если они уйдут с незнакомцем, то могут уже никогда не увидеть маму. Дошкольнику будет проще воспринять эту информацию через игру или сказку.
Ребятам в начале пубертата, то есть примерно в 10 лет, уже можно рассказать о нездоровых людях, которые пытаются слишком сблизиться с детьми. Объясните, почему это опасно и как избежать такой ситуации.
Никогда, никуда, ни с кем.
Дети должны усвоить: о чем бы ни просили и что бы ни обещали незнакомцы — всегда вспоминай правило трех «Н».
Четко проговорите, что взрослые никогда не будут обращаться за помощью к детям, а родители ни за что не станут просить чужих людей позвать куда-то их ребенка.
Договоритесь с ребенком о кодовом слове, которое будете знать только вы. Используйте этот пароль, если понадобится позвонить с чужого номера или передать сообщение.
Обязательно обсудите, как говорить «нет», когда обращается взрослый. Убедите ребенка, что вы не будете ругаться, если он просто развернется и уйдет или не поможет другому человеку, — в подобной ситуации это единственное правильное поведение.
Отрепетируйте, что он может отвечать: «Родители не разрешают мне разговаривать с незнакомыми», «Извините, я не могу», «Я спешу».
Обычно взрослые сами запрещают детям шуметь и призывают их быть тише. Нужно объяснить, что в экстремальных ситуациях очень важно громко кричать и привлекать внимание. Например: «Чужой!», «Я вас не знаю!», «Спасите!». Тренируйтесь кричать вместе, чтобы помочь ребенку преодолеть стеснение.
Объясните, чего не могут делать другие люди, в том числе знакомые, по отношению к нему: трогать, гладить, обнимать и целовать, если он не хочет, тащить, преследовать. У ребенка должно сложиться представление о том, что нормально, а что нет.