Для дальних поездок россияне все чаще выбирают платные дороги, следует из данных государственной компании «Автодор». По итогам 2024 года трафик вырос на треть, самыми популярными стали трассы М-12 и М-4, ведущие в Казань и на курорты Краснодарского края. Водителей привлекает идея заплатить, чтобы без пробок и с комфортом добраться до пункта назначения. Объясняем, в чем заключается преимущество платных дорог и какие лайфхаки пригодятся путешественнику в пути.
Лось не проскочит
В управлении «Автодора» находятся 5 тыс. км дорог, из них 3,1 тыс. км — платные. За прошлый год число проездов выросло до 379 млн. Для сравнения: в 2023 году прирост трафика составил 17%, в 2022-м — 13,3%. Популярность платных дорог растет, несмотря на повышение цен: весной тарифы были проиндексированы в среднем на 8%, а на особо загруженных участках до 25%. Плановый показатель выручки, заложенный в программе «Автодора», — 105 млрд рублей в 2024 году и 129,2 млрд рублей в 2025-м.
Дорожная арифметика: из чего складываются тарифы на платных автомагистралях и как развивается дорожная инфраструктура
«Преимущества платных дорог очевидны: это возможность ехать быстро, комфортно, безопасно, — перечисляет член президиума общественного совета МВД РФ, автоэксперт Игорь Моржаретто. — К примеру, есть бесплатная дорога М-10 "Москва — Санкт-Петербург" протяженностью 680 километров, ее содержат в порядке, периодически ремонтируют, расширяют. Но она пролегает через добрую сотню населенных пунктов, и до Питера из столицы по ней нужно добираться 12–13 часов. А вот практически такая же по длине трасса М-11 "Нева" позволяет проехать между этими городами за 5,5–6 часов».
На скоростной дороге разрешено разгоняться до 130 км/ч, на всех участках осуществляется круглосуточный мониторинг дорожной обстановки, работает служба аварийных комиссаров, которые в любое время готовы безвозмездно прийти на помощь.
«Водители нередко жмут на газ, летят и… как говорят автомобилисты, "обсыхают": внезапно кончается бензин. Потому что чем быстрее едешь, тем выше расход топлива, — отмечает Игорь Моржаретто. — На такие случаи приходится примерно каждый пятый вызов аварийных служб. Комиссары оперативно приезжают и помогают заправиться».
Платные дороги безопаснее обычных: встречные потоки там разделены барьерным ограждением, что снижает вероятность лобовой аварии. Трассы освещены на всем протяжении, асфальт ровный. Нет светофоров, одноуровневых перекрестков, наземных пешеходных переходов, нет внезапных примыканий, вдоль обочин установлены ограждения из сетки, а то и высокие щиты, чтобы на трассу не выскочили животные.
«Современная инфраструктура также предусматривает площадки для отдыха и карманы, где можно остановиться, если что-то случилось», — добавляет автоэксперт.
Сотрудники ГИБДД, по словам нашего собеседника, на платных дорогах тоже есть, но их немного. И они занимаются только отъявленными нарушителями. Теми, кто гонит, условно говоря, под 200 км/ч и создает опасность себе и окружающим.
У каждой платной дороги в России есть бесплатная альтернатива: платная строится только при наличии бесплатной, параллельно ей. «По закону платная дорога может быть или построена с нуля, или капитально реконструирована, — поясняет Игорь Моржаретто. — Но, опять же, лишь при наличии бесплатной альтернативы».
Прибыль не ждет
Для ежедневного использования платная дорога обычно не подходит: получается накладно. Конечно, существуют абонементы, разные скидки, программы лояльности, транспондеры, которые позволяют снизить стоимость проезда, но это снижение не принципиально, и только состоятельный человек может позволить себе ездить по платной дороге каждый день.
Такие дороги строят для определенных задач. В частности, речь про коммерческий транспорт. По статистике «Автодора», 30% платных проездов приходится на грузовые фуры и автобусы. На Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД) доля этих транспортных средств достигает 43%, на «туристических» М-4 и М-12 — 33 и 25% соответственно.
Школьные автобусы смогут бесплатно ездить по платным дорогам
По мнению научного директора Института экономики транспорта ВШЭ Михаила Блинкина, в перспективе на платных дорогах будет еще больше грузовиков. «В большинстве случаев тариф за проезд закладывается в стоимость доставки, а для грузоотправителя эти расходы существенной роли не играют, особенно если речь идет о маржинальном грузе, который нужно быстро доставить», — убежден Михаил Блинкин.
По правилам водитель грузовика не может находиться за рулем более 9 часов, иначе придется остановиться на ночевку. Поэтому владельцу груза выгоднее потратиться на платную дорогу.
«На очень востребованной трассе Москва — Санкт-Петербург проезд для фуры стоит около 10 тысяч рублей, — приводит цифры Игорь Моржаретто. — Но когда везут 40 тонн груза, то для грузоотправителя эта сумма не играет особой роли, зато дорога у дальнобойщика занимает 6 часов — укладывается в одну смену».
Оставшуюся часть трафика на платных дорогах обеспечивают автопутешественники. Ранее вице-премьер Дмитрий Чернышенко заявил, что в 2024 году россияне и иностранные гости совершили по стране 79,2 млн туристических поездок, в том числе автомобильных, что оказалось своеобразным рекордом.
«Скоростные дороги, безусловно, способствует развитию автомобильного туризма, ведь люди, настроенные на отдых, не хотят мучиться в пробках, — подтверждает Игорь Моржаретто. — Ту же Казань стали посещать в два раза больше туристов благодаря открытию платной трассы М-12. Я сам много лет собирался вывезти детей в столицу Татарстана, но в выходные и праздники авиабилеты резко дорожали, на поезд билетов просто не было, а дорога на машине из Москвы до Казани по старой трассе М-7 занимала 13-14 часов. По новой же трассе М-12 можно добраться часов за 7 спокойно, без всяких проблем. И это с учетом остановок на заправки и обед».
Трасса М-12 «Восток» в прошлом году показала более чем четырехкратный рост трафика. В «Автодоре» это связывают с тем, что в конце 2023 года было запущено сразу несколько новых участков, после чего проезд от Москвы до Казани стал «бесшовным». А в июле 2024 года открылся обход Твери на М-11, и получившийся коридор между Казанью и Санкт-Петербургом придал движению на М-12 еще большую интенсивность.
В отпуск — с ветерком
Самой же востребованной у автолюбителей стала трасса М-4 «Дон», ведущая к Черноморскому побережью. Там трафик за год вырос почти на 25%, до 179 млн проездов по итогам 2024-го. Пик пришелся на август, что было связано с наплывом отдыхающих в Крыму (+16%) и Краснодарском крае (+8%).
«Самолеты сейчас летают только в Сочи, все билеты на поезд до Анапы к лету раскупают, автобусом туда ехать мучительно, поэтому машина оказалась оптимальным вариантом, — поясняет Игорь Моржаретто. — Логично, что на М-4 пришлась самая большая нагрузка: в пиковые моменты по ней проходило больше 100 тыс. автомобилей в сутки. Местами даже возникали заторы. Конечно, платная дорога помогает разгрузить бесплатную, но в отпускной сезон и там, и там все-таки могут возникать пробки».
Автомобилистам, намеренным воспользоваться платной магистралью, рекомендуется заранее планировать логистику.
«Летом из Москвы категорически не советую выезжать в субботу утром, — говорит собеседник нашего портала. — Отпуск обычно начинается с понедельника, поэтому в пятницу, по завершении рабочего дня, все собираются, а в 6 утра в субботу выезжают. И… сразу же попадают в плотный трафик, который формируют еще и дачники. Поэтому лучше стартовать в ночь с воскресенья на понедельник, тем более что и тарифы проезда в будние дни обычно ниже».
По словам автоэксперта, следует четко рассчитать маршрут, прикинуть, где будешь заправляться. На скоростных дорогах нет АЗС через каждый километр, они установлены через 50-60 км, это мировой стандарт. Зато эти заправки большие, на много машин, с парковками, кафе и зонами отдыха.
Перед поездкой лучше залить полный бак или заполнить его не меньше чем наполовину, особенно зимой. Взять питьевую воду, заряженный мобильный телефон. И подумать, на чем можно сэкономить.
Как подготовиться к путешествию на автомобиле?
К примеру, по трассе М-11 самый дорогой участок — от Москвы до Солнечногорска. Его протяженность — около 40 км, но проезд по нему стоит почти как половина всей поездки до Питера, потому что на него приходится самая большая нагрузка: по пути аэропорт Шереметьево, Зеленоград и ближнее Подмосковье, многие жители которого работают в столице, дачные маршруты в сторону Клина и Твери. Однако этот участок можно объехать по бесплатной трассе, а дальше уже выбраться на платную.
«В любом случае главное преимущество скоростной платной дороги в том, что у водителя всегда есть выбор», — заключил наш собеседник.