Комфортное жилье, благоустройство территорий, ремонт дорог и строительство новых теплосетей, обновление парка общественного транспорта — решение этих вопросов должно быть комплексным. Такой подход предусматривает нацпроект «Инфраструктура для жизни».
На расширенном заседании президиума Госсовета Президент Владимир Путин назвал ключевые задачи нацпроекта и дал поручения по его реализации.
Объясняем, что изменится в ближайшей перспективе и как регионы передают друг другу эстафету опыта по улучшению качества жизни россиян.
Комплексный подход
Национальный проект «Инфраструктура для жизни» стартовал в 2025 году. Его цель — комплексное развитие населенных пунктов. Все направления нацпроекта напрямую затрагивают нужды людей, подчеркнул Владимир Путин.
«Развитие современной инфраструктуры — это сложная система, в которой все элементы связаны, — отмечает заведующая кафедрой "Государственное и муниципальное управление" Финансового университета при Правительстве РФ Ольга Панина. — Невозможно ремонтировать дороги и не учитывать варианты прокладки новых теплосетей или обновления транспортных развязок и самого транспорта. Если развитие инфраструктуры представляет собой простой набор разрозненных проектов, то это может привести к недостаточному результату и неэффективному использованию ресурсов».
Комплексный подход, по словам Ольги Паниной, позволяет оптимизировать затраты и повысить эффективность инвестиций, а также обеспечить синергетический эффект. Например, обновление транспорта происходит параллельно с ремонтом и строительством новых дорог.
«Комплексно благоустроенная территория обладает повышенной привлекательностью как для людей, так и для бизнеса и, в частности, в большей степени стимулирует развитие коммерческой и жилой недвижимости», — считает экономист.
Об ипотечном кредитовании
Одно из основных направлений нацпроекта «Инфраструктура для жизни» — развитие строительного комплекса. Президент напомнил, до 2036 года в стране должны построить 1 млрд 383 млн кв. м жилья. Из них к 2030-му — 663 млн, что позволит достичь уровня обеспеченности жильем в среднем 33 кв. м на человека.
Однако, по словам главы государства, с учетом макроэкономической ситуации возникают риски торможения. Так, в целом по стране уже более 2 тыс. проектов по строительству жилья реализуется с переносом сроков сдачи на шесть месяцев. Застройщики сталкиваются со снижением спроса, а ипотечное кредитование, которое еще недавно достигало рекордных значений, «сжимается».
«Высокий уровень ключевой ставки — один из факторов, влияющих на спрос на жилье, но не единственный, более того, не всегда главный, — поясняет профессор кафедры банковского дела и монетарного регулирования Финансового факультета Финансового университета при Правительстве РФ Юрий Коробов. — Если посмотреть на динамику средневзвешенной процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам, мы увидим, что, несмотря на повышение в 2024 году ключевой ставки с 16 до 21%, ставка по ИЖК с января по декабрь выросла всего на 0,2 п. п. — с 8,3 до 8,5%, а в первые месяцы 2025 года даже снизилась до 7,7%».
По словам экономиста, спрос на квартиры в новостройках падает в связи с тем, что с 1 июля 2024 года перестала действовать льготная ипотека на покупку квартиры в новостройке под 8% годовых. Это усилило конкуренцию со стороны вторичного рынка жилья.
«Разрыв между ценами на первичном и вторичном рынках растет: если в 2023 году в Москве цена квадратного метра в новостройках превышала цену на вторичном рынке на 26%, то в 2024 году — на 33%, а в 2025 году — уже на 43%», — добавляет Юрий Коробов.
Эксперт обращает внимание еще на один фактор, ограничивающий спрос: в условиях неопределенности некоторые люди предпочитают арендовать квартиру, ожидая снижения цен на жилье или понижения процентных ставок.
«Очевидно, что Правительству совместно с Банком России необходимо принимать адекватные ситуации меры», — сказал Владимир Путин.
О льготной ипотеке и субсидировании застройщиков
Далеко не все граждане, семьи, которые имеют право на льготные ипотечные кредиты, решаются их взять, отметил Президент. Банки облагают их дополнительными комиссиями от 5 до 10%.
«Здесь необходимо навести порядок, — подчеркнул глава государства. — Тем более что государство выделяет банкам финансовые ресурсы на выдачу таких кредитов».

Профессор Финансового университета при Правительстве РФ Юрий Коробов поясняет: «Такая практика, к сожалению, существует: некоторые банки берут дополнительные комиссии, иногда достигающие даже 20%, с застройщиков, а те повышают стоимость жилья, тем самым перекладывая затраты по комиссиям на покупателей. Но есть и банки, которые работают без комиссии. Причина введения комиссий проста: повышение рентабельности и снижение рисков».
Экономист отмечает, что меры против этого уже принимаются. Комитет по стандартам деятельности кредитных организаций утвердил согласованный с Банком России Стандарт защиты прав и законных интересов ипотечных заемщиков, который вступил в действие с 1 января 2025 года. Теперь банк не вправе получать плату (вознаграждение) за установление пониженной процентной ставки по договору ипотечного кредита от продавца (застройщика) или иных подконтрольных ему лиц, если это влечет увеличение цены объекта недвижимости. А с 1 июля 2025 года вступит в силу еще одно положение Стандарта, согласно которому не допускается получение банками аналогичных вознаграждений и от заемщиков.
«Одновременно с этим, в начале 2025 года, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в соответствии с жалобами застройщиков направила запросы в ряд банков, чтобы проанализировать обоснованность введения ими комиссий для девелоперов при оформлении займов по льготной ипотеке», — напоминает Юрий Коробов.
Также Президент Владимир Путин поручил разработать программу временного субсидирования процентной ставки по кредитам для проектного финансирования строительства объектов прежде всего в малых городах (где объем строительства небольшой) со сроком ввода этих объектов в эксплуатацию в 2026 году.
«Субсидирование призвано снизить финансовую нагрузку на застройщиков, что будет способствовать повышению экономической привлекательности проектов развития инфраструктуры, особенно в малых городах, — поясняет завкафедры Финансового университета при Правительстве РФ Ольга Панина. — Субсидии могут также стимулировать строительство объектов социальной инфраструктуры и коммерческих объектов, создавая рабочие места и повышая качество жизни».
О стимулировании сектора ИЖС
Важнейшее направление нацпроекта, востребованное у россиян, — индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). В прошлом году объем ИЖС составил 62,3 млн кв. м — это около 58% от общего ввода жилья в стране. Здесь, как отметил Президент, сыграли роль такие системные решения, как «дачная амнистия», программы социальной газификации, строительства и обновления дорог, развитие системы ФАПов, а также понятный порядок присоединения к электросетям.
Владимир Путин подчеркнул, что этот сегмент жилья необходимо наращивать, обращая особое внимание на предоставление земельных участков, их обеспеченность инфраструктурой. А также на создание надежных механизмов для того, чтобы люди могли вкладывать свои средства в индивидуальное строительство.
«К механизмам и инструментам стимулирования ИЖС можно отнести государственные субсидии и льготы, пониженные налоговые ставки, предоставление земельных участков по сниженным ценам, компенсацию части затрат на строительство, разработку специальных ипотечных программ со сниженными ставками, упрощение процедуры получения разрешения на застройку, — перечисляет Ольга Панина. — Предоставляемые государственные гарантии снижают риски банков».
О новых механизмах вложений в ИЖС рассказал Юрий Коробов.
«С 1 марта 2025 года при возведении частного дома стало возможным применение механизма эскроу-счетов, который предполагает, что средства покупателя хранятся на специальном счете и перечисляются застройщику только после завершения строительства и сдачи дома в эксплуатацию. Снижение рисков для граждан должно способствовать развитию ИЖС», — полагает эксперт.
По мнению Юрия Коробова, основной механизм — это программы по поддержке строительства индивидуального жилья. Сейчас льготный ипотечный кредит на строительство дома можно получить в рамках нескольких федеральных программ: семейная ипотека, ИТ-ипотека, дальневосточная ипотека, сельская ипотека.

«С 2023 года действует программа Фонда ДОМ.РФ, которая позволяет подрядчикам оформить льготный кредит по ставке не более 1 п. п. для целей финансирования строительства индивидуального жилья», — добавляет Юрий Коробов. Он обращает внимание на то, что в стране назрела необходимость создания отдельной государственной программы для поддержки индивидуального жилищного строительства. Об этом, в частности, на президиуме Госсовета говорил вице-премьер Марат Хуснуллин.
О расселении из аварийного жилья
В своем выступлении Президент затронул и вопрос переселения граждан из аварийного жилья. До 2030 года в новые квартиры должны переехать 345 тыс. человек. Будет ликвидировано не менее 6,2 млн кв. м непригодных для проживания зданий. При этом надо быть готовым к тому, что объем аварийного фонда может расти более высокими темпами, чем раньше: около 2,2 млн кв. м ежегодно. В том числе потому, что исчерпывается ресурс домов, построенных в советское время массовыми сериями. Эту задачу тоже предстоит решать.
По мнению экспертов, основным инструментом для расселения аварийного жилья на ближайшие годы будет механизм комплексного развития территорий (КРТ).
«Суть КРТ в том, что определяется некая территория, на которой находятся аварийные многоквартирные дома, аварийные индивидуальные дома, дома блокированной застройки, дома, которые можно назвать ветхими, то есть соответствующие таким критериям, как высокий износ, неблагоустроенность, то есть необеспеченность централизованными коммунальными услугами, — говорит директор направления "Городское хозяйство" Фонда "Институт экономики города" Ирина Генцлер. — Застройщики оценивают, что можно построить на этой территории, какую прибыль получится извлечь после продажи объектов, и если интерес есть, то сами, за свои деньги расселяют людей из таких домов».
Прежде расселение аварийного жилья почти полностью осуществлялось за счет бюджетных средств. Сейчас же предполагается замена бюджетного финансирования на финансирование со стороны частных застройщиков. Главное, что решается проблема точечного расселения.
«Когда сносили один аварийный дом, то освобождался маленький участок земли, никому особо не интересный для последующего использования, — добавляет Ирина Генцлер. — А когда речь идет о комплексном развитии территории, то это вполне ощутимый земельный участок — квартал или несколько, зависит от концентрации аварийных и ветхих домов».
Застройщик вкладывает деньги в расселение людей, сносит непригодное жилье и придумывает новый проект планировки территории. Решает, что строить: многоквартирные дома, блокированные, офисные, другие здания, вплоть до того, как изменить расположение улиц. «Территория планируется с чистого листа, — отмечает эксперт. — Реализуя на рынке эти новостройки, застройщик окупает средства, которые были вложены в расселение и в строительство».
По словам Ирины Генцлер, такой механизм уже активно продвигают многие регионы. При этом на уровне закона закреплено, что при КРТ кроме объектов коммунальной инфраструктуры должны создаваться и объекты социальной инфраструктуры — детские сады, школы, поликлиники, которых может не хватать и близлежащим районам тоже. «Механизм КРТ — это решение городских проблем с привлечением частного бизнеса», — заключают в Фонде «Институт экономики города».
О повышении качества услуг ЖКХ
Еще одно ключевое направление — развитие жилищно-коммунального хозяйства. За последние шесть лет на эти цели только из федерального бюджета направлено более 600 млрд рублей. Модернизировано 3,6 тыс. различных объектов инфраструктуры и более 10 тыс. км сетей.
«По оценкам, на широкое обновление систем ЖКХ до 2030 года потребуется не менее 4,5 трлн рублей — как бюджетных, так и частных инвестиций», — заявил Президент.
При этом следует использовать все внутренние ресурсы и резервы отрасли, в том числе для выявления зон риска, предотвращения аварийных ситуаций.
«Важно также выработать более четкие стандарты по содержанию и ремонту многоквартирных домов, — подчеркнул Владимир Путин. — Их в нашей стране более 950 тысяч. И жильцам каждого из них должно быть понятно, как формируется плата за жилищные услуги, как и куда расходуются эти средства, включая сборы на капремонт».
Глава государства напомнил, что за эти направления отвечают управляющие компании.
«Уже много сделано для повышения качества и прозрачности их работы, ужесточаются лицензионные требования. Но надо и дальше уделять внимание этим вопросам», — добавил глава государства.
«В стандартах содержания дома указывают, какие именно работы и с какими показателями качества должны выполняться в доме для того, чтобы он соответствовал требованиям законодательства — безопасности и так далее, — поясняет Ирина Генцлер. — В Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунальной сферы до 2030 года говорится, что многоквартирные дома должны управляться и обслуживаться по единым стандартам».
О расширении транспортной доступности
Инфраструктура для жизни — это также развитие и обновление дорог.
«На сегодняшний день в нормативном состоянии находится более половины региональных дорог и 85% дорожной сети в 105 городских агломерациях, — заявил Владимир Путин. — Но очевидно, что дорожные покрытия, особенно в нашем климате, постоянно требуют ремонта. Поэтому набранные темпы снижать нельзя, и решать задачи, поставленные в этой сфере, нужно эффективно и качественно».
Президент также отметил, что нацпроект предусматривает дальнейшее развитие общественного транспорта. Не менее 85% машин в его парке должны быть современными, удобными, экологичными и безопасными.
«85% машин — средняя по стране цифра, но в реальности этот процент целиком зависит от бюджетных возможностей региона», — поясняет профессор НИУ ВШЭ, научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин.
Можно купить трамвайный вагон, а можно за те же деньги купить четыре или пять автобусов малой вместимости, приводит пример профессор Блинкин. Разумеется, регионы со скромным бюджетом пытаются сэкономить. Но для города-миллионника принципиально важно, чтобы на магистральных маршрутах были автобусы и трамваи большой вместимости, поскольку там большие пассажиропотоки.
«Мобильность российских городов без общественного транспорта не решается, потому что, даже если все горожане купят автомобили, они просто не поместятся на асфальте — так наши города спланированы, — поясняет Михаил Блинкин. — Поэтому в организации пассажирских перевозок происходят большие транспортные реформы».
Реформы выражаются в том, как устроены маршрутная сеть и тарифное меню, как устроена цифровая оболочка всего этого — сегодня в мобильном приложении можно узнать, когда автобус придет.
«Без участия федерального бюджета, к сожалению, большинство городов с этим просто не справятся, — убежден Михаил Блинкин. — Это огромный комплекс задач. Потому и вопрос был вынесен на уровень Президента. Быстрых решений здесь нет, но постепенно они находятся».
Итоги президиума подвел помощник Президента, секретарь Госсовета РФ Алексей Дюмин.
«Сегодня на заседании был рассмотрен целый ряд крайне важных, чувствительных для людей вопросов, — подчеркнул Алексей Дюмин. — Президент поставил задачи по всем направлениям, составляющим инфраструктуру для жизни. Глава государства дал поручения, которые позволят улучшить ситуацию в перечисленных сферах. Задача Госсовета — вместе с Правительством и регионами обеспечить их выполнение по всей России на благо наших граждан».