Мультфильм 3D — это не только увлекательный сюжет, но и живая картинка. Создавать ее будет проще благодаря платформе для создания 3D-анимации. Ее разрабатывают в Воронеже при поддержке Российского фонда развития информационных технологий. Это может помочь мультипликаторам быстрее перейти с зарубежного программного обеспечения на отечественное. Объясняем, каким будет новый софт и чего ждут от него производители анимационного контента.
Дорогое удовольствие
Стоимость выпуска «трехмерного» мультфильма складывается из многих факторов — проработанности локаций, качества анимации персонажей, масштаба спецэффектов. Большую роль играет качественный софт. Поэтому в условиях санкций российским аниматорам необходимо снижать зависимость от импортного программного обеспечения (ПО).
«За 10 лет анимация сделала огромный рывок, наши мультфильмы пользуются успехом не только в России, но и за ее пределами, — отмечает генеральный продюсер анимационной компании «ЯРКО» Альбина Мухаметзянова. — Мы много говорим про укрепление семейных ценностей, а ведь анимация объединяет детей и взрослых разных поколений. Важно сохранить то, что было накоплено за эти годы усилиями больших и маленьких студий, отдельных авторов, сценаристов, режиссеров — тех, кто любит анимацию всем сердцем и вкладывает в ее создание большой труд».
Российский графический редактор для производства мультфильмов — аналог зарубежных продуктов — взялись разрабатывать сами мультипликаторы. Анимационная студия «Воронеж» (бывшая Wizart Animation) в 2022 году получила грант Российского фонда развития информационных технологий в размере 66,2 млн рублей, примерно столько же добавила из собственных средств.
К ноябрю студия должна представить анимационную 3D-платформу. Ее модули позволят частично заменить зарубежный софт, например, при настройке внешней поверхности модели, генерации волос и меха персонажей, освещении, визуализации тяжелых сцен со сложными текстурами. Впоследствии базовый функционал будет расширяться.
Стратегическое предвидение
Обычно аниматоры пользуются программами, сделанными в США, Канаде, Великобритании, странах Евросоюза. Их так или иначе приходится «подгонять» под локальные нужды.
«Любая программа, включая большие пакеты иностранного софта, требует подстройки, — поясняет руководитель анимационной студии «Паровоз» Антон Сметанкин. — Поэтому у многих студий, производящих 3D-мультфильмы, есть в штате программисты и разработчики. Это позволяет самостоятельно дорабатывать и дописывать маленькие скрипты к базовому функционалу, некие «обвязки» вокруг больших программ, ориентированные на решение задач конкретной студии».
Зачастую такая кастомизация занимает много времени и сказывается на стоимости производства. Чтобы сэкономить ресурсы, студия «Воронеж» еще несколько лет назад задумалась о разработке собственного ПО. Прототип был опробован в 2021 году на мультфильме «Ганзель, Гретель и Агентство магии». С каждым последующим проектом софт совершенствовался, шла «работа над ошибками».
Для воронежцев важна обратная связь, поэтому к тестированию своего графического редактора они приглашают коллег из других студий. «Мы учли сложности, с которыми столкнулись при использовании зарубежного ПО, и сделали платформу более универсальной, — отмечает генеральный продюсер «Воронежа» Владимир Николаев. — Доступ к исходному коду упростит ее адаптацию под персональные потребности».
Отраслевая инициатива подпадает под национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации». Ожидается, что 3D-платформу можно будет задействовать не только для мультфильмов, но и при производстве другого контента с компьютерной графикой: кинофильмов со спецэффектами, видеоигр, рекламных роликов, заставок для телевидения, AR/VR-приложений.
Гнуть прямую линию
Пример «Воронежа» — скорее исключение из правил: обычно аниматоры не располагают столь большим техническим опытом и возможностями. Глобальный же переход на родной софт — тот случай, когда и спешить нельзя, и медлить не следует.
«Сейчас мы работаем без перебоев, у нас есть купленные временные лицензии на софт и есть постоянные, — поясняют в «ЯРКО». — Но, как и все участники рынка, мы ищем выход из ситуации. Необходимо отечественное программное обеспечение, которое бы отвечало всем требованиям создания качественного контента. Без долгосрочной и объемной поддержки государства не обойтись».
«Лицензии на импортные программы не закончатся внезапно, ситуация рабочая, — подтверждает исполнительный директор Ассоциации анимационного кино России (ААК) Ирина Мастусова. — Вместе с тем, мы постепенно выходим на разработку собственного ПО. Поддержка государства очень важна, поскольку это большая стратегическая задача, которую невозможно осилить отдельно взятой студией».
Та же воронежская разработка — лишь часть блоков огромной технической платформы, на которой строится производственный процесс анимации. Все блоки не получится заменить единовременно. «Чтобы отвечать потребностям рынка и отрасли, нужно смотреть не на год вперед, а на десятилетия, — убеждены в «Паровозе». — Когда мы оперируем краткосрочными планами, получатели поддержки не успевают подстроиться под ее требования, а разработчики — отладить программу так, чтобы она работала эффективно».
В пресс-службе «Союзмультфильма» солидарны: «Создание собственного софта для анимационного производства в полном объеме — масштабная задача, на решение которой может уйти свыше 10 лет». По данным киностудии, рабочая группа технических директоров ведущих анимационных студий уже составляет техзадание для команды отечественных разработчиков ПО. Все же для них этот труд — профильный, в отличие от аниматоров. А Минцифры РФ вместе с экспертами ААК формирует план системного импортозамещения в области мультимедиа.
Как говорил японский аниматор Миядзаки, «анимация — это не то, когда ты берешь карандаш и рисуешь ровную, правильную линию, анимация — когда ты пытаешься отыскать ту линию, которая скрыта внутри тебя самого».