Андрей Чибис рассказал, с чем неразрывно связано развитие Арктики

10 июля 2025
Государственный Совет РФ

Заседание комиссии Государственного совета РФ по направлению «Северный морской путь и Арктика» состоялось в Москве под председательством губернатора Мурманской области Андрея Чибиса. Участники обсудили предложения по доработке актуализированной редакции стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года.

На заседании также рассмотрели вопрос о разработке финансово-экономической модели Северного морского пути и Трансарктического транспортного коридора. Проработка этих тем ведется в рамках исполнения поручений Президента России Владимира Путина, данных по итогам Международного арктического форума.

Как подчеркнул в своем выступлении председатель комиссии, губернатор Мурманской области Андрей Чибис, важно, чтобы ключевой стратегический документ по развитию Арктики отвечал текущим вызовам — прежде всего экономическим и геополитическим, а также отражал реальное положение дел с учетом внешнеполитических изменений.

«Мы обсуждаем, как будет развиваться Российская Арктика на ближайшую перспективу — как минимум до 2050 года. Стратегия должна быть подготовлена детально, с набором подходов к решению широкого спектра вопросов, а инструментом реализации обновленной стратегии должен стать комплексный проект по развитию Арктики и Трансарктического транспортного коридора. Такое поручение сформулировано Президентом. Подчеркну, эти инициативы выработаны на площадке нашей комиссии Госсовета, и мы продолжаем системную работу. Обновленная редакция стратегии — это основа, которая будет доработана с учетом предложений членов комиссии и ее экспертного совета. Наша общая задача — обеспечить отработку и учет предложений, а также согласование стратегии с поручением Президента, а именно, включение в документ вопросов развития Трансарктического транспортного коридора, и в частности, Севморпути. Развитие Арктики и ТТК неразрывно связаны, и наша задача рассматривать их вместе как единое целое», — отметил Андрей Чибис.

Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков также подчеркнул, что логика управления Арктической зоной основана на системном подходе и базируется на ключевых приоритетах, отражающих долгосрочные интересы России в этом макрорегионе.

«Это рациональное развитие ресурсной базы и глубокой переработки — с соблюдением экологических стандартов, ускоренное развитие СМП как международного транспортного коридора глобального значения, реновация ключевых опорных населённых пунктов, защита исконной среды обитания и традиционного уклада коренных и малочисленных народов Севера, экологическая безопасность и адаптация к климатическим изменениям», — перечислил глава Минвостокразвития России.

Необходимость включения потенциала всей страны в развитие Арктической зоны как приоритетного макрорегиона страны отметил начальник управления Президента Российской Федерации по вопросам национальной морской политики Сергей Вахруков.

«Новая стратегия должна отталкиваться, в первую очередь, от базового инфраструктурного проекта — Трансарктического транспортного коридора. А он выходит за пределы Арктики, это принципиально важно. Это и Санкт-Петербург, и Калининград, и Владивосток. По сути, развитие Арктики — это симбиоз. Важно отразить, как другие регионы могут участвовать в этом процессе. Кроме того, в новом документе необходимо подчеркнуть значимость военной, экономической и энергетической безопасности. Также в приоритете — двигать вперед науку Арктики, фундаментальные и прикладные исследования во многих направлениях, активно подключая науку „с материка“», — прокомментировал он.

В части формирования эффективной финансово-экономической и оптимальной организационной модели Трансарктического транспортного коридора зафиксирован важный аспект: для того, чтобы обеспечить устойчивый рост грузопотока ТТК в ближайшие десятилетия, крайне важно уже сейчас расширять геологоразведку и запускать новые проекты по добыче полезных ископаемых на территории АЗРФ, логистика которых будет задействовать инфраструктуру ТТК.

Читайте также

Проект стратегии развития российской автомобильной промышленности актуализируют

Системную поддержку ветеранов СВО обсудят на чемпионате по профмастерству «Абилимпикс»

Требования к заданиям на аудирование в экзамене для мигрантов изменятся с 10 июля

Правительство России запустит национальный словарный фонд к 2027 году

Стратегия развития Арктической зоны РФ будeт обновлeна

Авиакомпания Nordwind начнeт выполнять рeгулярныe рeйсы в Пхеньян

«Аэрофлот» начинаeт продажу билeтов до Гeлeнджика

Владимир Путин поручил создать цифровые профили иностранцев