Популярность речного транспорта за 9 месяцев 2025 года выросла на 20,5% среди россиян в сравнении с прошлым аналогичным периодом. С января по сентябрь им воспользовались 11,1 млн человек, сообщил глава Минтранса Андрей Никитин Президенту РФ Владимиру Путину.
Как отметил министр, Россия занимает второе место в мире по протяженности внутренних водных путей. Их длина составляет 100 тыс. км.
Совместно с регионами Минтранс реализует проект «Речные магистрали» по возрождению скоростных перевозок по Волге. Планируется, что к концу 2025 года в рамках инициативы будет перевезено 52 тыс. пассажиров.
Также ведется масштабная работа по модернизации гидротехнических сооружений, которая направлена на устранение узких мест рек. На сегодняшний момент уже завершена реконструкция второго и третьего гидроузлов Канала им. Москвы и механического оборудования нескольких узлов на Волго-Донском судоходном канале. Также строится Багаевский гидроузел на реке Дон, а уже в следующем году в режиме временной эксплуатации запустят Городецкий гидроузел в районе Нижнего Новгорода.
Кроме того, по словам Андрея Никитина, активно развивается и круизное судоходство. Сейчас перевозки по 400 маршрутам обеспечивают 110 судов. С 2021 года в строй были введены 3 новых круизных лайнера, а в ближайшие 3 года на воду планируют спустить еще 7 кораблей. Их строят при государственной поддержке в форме льготного лизинга.
Также глава Минтранса отметил, что в речных портах создают мультимодальные логистические центры для интеграции их в единую транспортную сеть страны. Подобный комплекс открыли в якутском Нижнем Бестяхе в 2025 году.
«Нам предстоит еще очень много сделать для того, чтобы эти перевозки стали более привлекательными. Но все ресурсы у нас есть, планы соответствующие приняты, и мы в соответствии с этими планами двигаемся», — подчеркнул Андрей Никитин.