Фактический срок рассмотрения обращений от бизнеса через сервис досудебного обжалования сократился до примерно восьми дней в сентябре этого года. В аналогичный период прошлого года средний срок рассмотрения обжалования был на 20% дольше. Об этом сообщается на сайте Правительства.
С момента появления сервиса на портале госуслуг фактический срок рассмотрения электронных жалоб на решения контрольных органов или процедуру проверки постоянно снижается. С 15 дней в 2021 году он сократился до примерно 11 дней в прошлом году. При этом по закону срок рассмотрения обжалований составляет 20 дней.
Вместе с тем повышается востребованность сервиса досудебного обжалования. Представители бизнеса стали чаще использовать его для разрешения спорных ситуаций. В частности, за год на 17% увеличилось количество поданных жалоб на решения контрольных органов или процедуру проверки.
Сервис позволяет бизнесу экономить как финансовые, так и временные ресурсы, поскольку оспаривание в суде занимает несколько месяцев. Он также гарантирует прозрачность процедуры рассмотрения жалоб. К участию в ней не допускается проверяющий, чьи действия обжалует бизнес. В режиме реального времени предприниматель может отслеживать, на каком этапе рассмотрения находится его обращение.
Всего за время существования этого инструмента в досудебном порядке было подано более 8,7 тыс. жалоб на решения контрольных органов.
Обращения представителей бизнеса, поступившие через сервис досудебного обжалования, рассматриваются Правительством как обратная связь от предпринимателей на изменения в системе контроля и надзора.
«Для предпринимателей такой сервис является возможностью пожаловаться без вовлечения в длительную судебную тяжбу. Для государства это источник обратной связи, на базе которой принимаются управленческие решения. Если мы видим, что бизнес жалуется на одно и то же, сразу начинаем анализировать причины. Возможно, корректировать нужно саму процедуру контроля», — отметил заместитель председателя Правительства — руководитель аппарата Правительства Дмитрий Григоренко.
Система досудебного обжалования контрольных органов внедрена в рамках работы Правительства по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в 2021 году. В результате этой реформы был актуализирован весь комплекс обязательных требований к бизнесу, трансформировались процедура и форма контроля их соблюдения.
В основе нового регулирования данной сферы лежит рискориентированный подход. Это значит, что проверка возможна только там, где есть риск нарушения законодательства. Таким образом, предпринимателю выгодно не нарушать правила, он понимает, что при несоблюдении конкретных норм контрольно-надзорный орган будет вынужден провести проверку.
Работа над реформой сферы контроля и надзора проводится на площадках аппарата Правительства и Минэкономразвития.