Cлужбы занятости будут оказывать часть услуг в беззаявительном порядке

22 февраля 2024
Григорий Сысоев/РИА Новости

Михаил Мишустин встретился с главой Роструда Михаилом Иванковым.

«Важно, что в условиях санкций удалось не только избежать роста безработицы, но и выйти на ее минимальные значения», — подчеркнул глава Правительства в начале встречи. 

Михаил Иванков рассказал об итогах работы Федеральной службы по труду и занятости в 2023 году. Служба сократила количество проверок на 80% по сравнению с 2022 годом.

На 30% — до 1 млн — выросло количество профилактических мероприятий. 

В том числе увеличилось число профвизитов — до 190 тыс. Из них 40 тыс. проведено по инициативе самих работодателей.

Проверки применяются лишь в качестве крайней меры при наиболее высоких рисках, выявлять которые помогает механизм индикаторов риска. В 2023 году в результате срабатывания индикаторов проведено 668 проверок, позволивших восстановить права почти 8 тыс. человек.

Тщательно контролируется соблюдение трудового законодательства, касающегося защиты прав мобилизованных. За год поступило менее 400 обращений, лишь 50 из которых содержали информацию о возможных нарушениях. Во всех случаях права граждан были восстановлены.

В 2023 году были восстановлены права более 300 тыс. работников, погашены долги по зарплате на сумму свыше 12 млрд рублей. Количество жалоб на нарушение трудовых прав сократилось на треть.

После вступления в силу нового закона о занятости Роструд получил право проведения проверок соблюдения органами занятости единых стандартов. Работа по этому направлению будет запущена в текущем году.

В 2025 году часть услуг в сфере занятости будет переведена в проактивный режим.

Цифровой сервис «Работа России» стал главным инструментом мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда. 

В онлайн-режиме мониторится свыше 100 показателей, получаемых из электронной отчетности работодателей, от органов занятости, из Социального фонда. 

На платформе уже работает ИИ, в частности система СV-matching сопоставляет резюме и вакансию.

В 2025 году значительная часть услуг, оказываемых органами занятости, будет переведена в проактивный режим в соответствии с индивидуальным планом гражданина.

По словам главы Роструда Михаила Иванкова, технологическая трансформация контрольно-надзорной деятельности ведомства строится на цифровизации, при этом работа ведется на внутреннем и внешнем контурах. 

В структуре службы работает внутренняя автоматизированная система управления надзорной деятельностью. Она обеспечивает сопровождение инспектора от начала и до завершения контрольного мероприятия. В 2025 году в эту систему планируется внедрить элементы искусственного интеллекта.

Также действует система «Онлайнинспекция.рф», включающая 24 электронных сервиса. Один из них — «Дежурный инспектор», который предоставляет персонифицированную онлайн-консультацию в течение 3 рабочих дней после обращения.

Для граждан работает чат-бот, позволяющий найти ответ на интересующий вопрос при помощи базы записей о ситуациях, уже отработанных Рострудом. В этот сервис также планируется внедрить элементы ИИ.

Для работодателей действует сервис самопроверок «Электронный инспектор». С его помощью проведено уже более 1,2 млн таких мероприятий.

Акцент в работе Роструда в новых регионах также сделан на интеграции в единое правовое пространство и работников, и работодателей.

Руководитель Роструда Михаил Иванков доложил также Михаилу Мишустину о работе службы в новых регионах. 

В конце 2022 года в новых регионах начала работу Юго-западная межрегиональная инспекция труда. Среди ее основных задач — защита трудовых прав граждан, а также интеграция работников и работодателей в единое правовое пространство страны.

В 2023 году инспекцией проведено 1,2 тыс. профилактических визитов на предприятия регионов. Работодатели получили разъяснения, касающиеся вопросов соблюдения российского трудового законодательства.

Оказано свыше 5 тыс. консультаций. Получено порядка 3 тыс. обращений. Все они были своевременно рассмотрены, приняты необходимые меры.

Сегодня в новых субъектах работает 84 государственных учреждения службы занятости. За ними закреплены кураторы из других регионов. Для сотрудников организовано обучение.

В органы занятости новых регионов поступило порядка 95 тыс. обращений от граждан. 85 тыс. заявителей были трудоустроены. В рамках нацпроекта «Демография» обучение прошли 3,7 тыс. граждан, большая часть из них нашла работу.

«Самое главное — это получать обратную связь от людей и находиться в контакте с людьми на местах», — отметил Михаил Мишустин.

Источник: Telegram-канал Правительства РФ.