Заместитель председателя Правительства Дмитрий Чернышенко принял участие в «правительственном часе» Совета Федерации на тему: «О стратегических направлениях развития образования в Российской Федерации в условиях современных вызовов».
Вице-премьер поблагодарил Валентину Ивановну Матвиенко и сенаторов за внимание к системе образования и готовность решать вопросы совместными усилиями, а также ответил на вопросы. От сенаторов их поступило более 250.
«Сегодня Россия входит в топ-10 ведущих стран по качеству образования, а также по объему научных исследований и разработок. Мы занимаем лидирующие позиции в основных международных олимпиадах студентов и школьников. В 2024 году участники наших сборных завоевали 42 награды. Система образования выстояла в ковид, обеспечив стабильность образовательного процесса. Все это результаты сильных традиций и достижений нашей страны под руководством Президента Владимира Путина за последние десятилетия», — подчеркнул Дмитрий Чернышенко.
Он отметил, что были проанализированы более 600 документов в области образования. При подготовке Стратегии развития образования до 2040 года на портал госуслуг поступили 340 тысяч предложений от граждан. Под председательством премьер-министра Михаила Мишустина проведены стратегические сессии. В итоге определены ключевые вызовы:
-
необходимость обеспечения технологического лидерства и устойчивой и динамичной экономики;
-
трансформация миропорядка и ценностная война против России;
-
стремительное развитие искусственного интеллекта и цифровых технологий;
-
неравные стартовые возможности и разобщенность социальных групп;
-
демографическая яма.
Для ответа на них будет сформирован перечень системообразующих мероприятий в разрезе уровней образования.
Для привлечения молодых учителей в школы действует система мер социальной поддержки. По программе «Земский учитель» учителям предоставляется единовременная выплата в размере 1 млн рублей. В Дальневосточном федеральном округе и новых регионах она составляет 2 млн рублей. Вице-премьер отметил, что новые субъекты интегрированы в образовательное пространство страны.
Необходимо обеспечить возможность сдачи экзаменов для школьников без привлечения репетиторов. Подготовлен законопроект, направленный на гарантированное качественное получение педагогическими работниками дополнительного профессионального образования.
Разработка единых государственных учебников позволит сформировать единое образовательное пространство на территории всей страны, обеспечить качество и адекватную стоимость учебников.
Благодаря программе «Российский учитель за рубежом» в 2024 году 640 российских педагогов реализовали образовательные программы в 240 образовательных организациях 30 стран.
Ключевым событием стала программа по модернизации детских лагерей. За 2 года построили 148 новых жилых быстровозводимых корпусов и отремонтировали 34 объекта. В программу вовлечены 54 региона.
Ежегодно растет объем бюджетных мест по инженерным специальностям. В 2024/25 учебном году их количество составило около 250 тысяч. Это более 40% от общего объема. В приоритете — регионы. Им выделяется более 70% бюджетных мест.
В 2024 году в рамках пилотного проекта 20 регионов — лидеров научно-технологического развития разработали проекты региональных госпрограмм НТР.
Развитию среднего профессионального образования способствует программа «Профессионалитет». Сегодня в 81 регионе созданы 493 кластера, к 2030-му таких кластеров будет 940.
Важно создать единую воспитательную среду на всех этапах взросления и становления молодого человека. В частности, в школы привлекаются ветераны СВО, которые на своем живом примере воспитывают наших детей.
Источник: Аппарат Правительства РФ.