Эксперт объяснила, зачем телефонные аферисты записывают голоса россиян

11 июня 2025
Рамиль Ситдиков/АНО "Дирекция спортивных и социальных проектов"/Фотохост-агентство "РИА Новости"

Замдиректора по продуктам VisionLabs Татьяна Дешкина заявила, что мошенники во время звонков ведут запись голоса россиян. По ее словам, собранные данные они затем используют при создании дипфейков.

В интервью РИА Новости Дешкина подчеркнула, что аферисты при этом притворяются сотрудниками различных исследовательских организаций и центров. Цель злоумышленников, по ее словам, заключается в том, чтобы записать как можно более длинную версию речи жертвы. В частности, чтобы клонировать голос, мошеннику необходимо потратить 20 секунд. При этом речь жертвы должна быть с разной интонацией и не заглушаться посторонними шумами. Качество подделки, по ее словам, зависит от длины записи.

«Финансовые организации и государственные сервисы могут защитить пользователей с помощью многофакторной аутентификации и дипфейк-детекторов. В ближайшем будущем мобильные телефоны, социальные сети и мессенджеры, скорее всего, также получат встроенные системы для распознавания контента, созданного при помощи нейросетей», — добавила Татьяна Дешкина.

При этом злоумышленники научились обходить детекторы. Как указала Дешкина, аферисты придают записи естественность, добавляя в нее эффекты плохой связи и фоновые шумы.

«Разработчики учитывают все эти факторы при разработке дипфейк-детекторов и постоянно обновляют такие системы, чтобы они могли распознавать новые виды дипфейков», — уточнила эксперт.

Также Дешкина назвала самый опасный вид схем с использованием дипфейков. По ее словам, это комбинированный. В таких схемах поддельный голос сочетается с изображением или видеозаписью. При этом мошенники могут создать фальшивый профиль в мессенджере или соцсетях, а потом отправлять видеодипфейки и голосовые сообщения. Эксперт уточнила, что такие схемы могут ввести в заблуждение даже профессионалов из сферы ИТ, но при этом они все равно остаются технически сложными в реализации.

По словам Дешкиной, чтобы обезопасить себя, можно использовать определитель номера. Также эксперт советует не делиться конфиденциальной информацией или личными данными вне зависимости от того, сотрудник какой компании вам звонит. Она подчеркнула, что в большинстве случаев такие сведения не запрашивают.