Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон, направленный против повышенных комиссий при переводах денежных средств от юридических лиц физическим,
По итогам анализа тарифов крупнейших банков (Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, «Открытие») наиболее показательным примером является практика установления тарифов на переводы денежных средств со счетов клиентов-юрлиц и индивидуальных предпринимателей на банковские счета клиентов-физлиц, отмечается в пояснительной записке. Стандартные тарифы в отношении переводов между счетами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составляют от нескольких рублей за один перевод (внутри одного банка) до нескольких десятков рублей за один перевод (между банками) вне зависимости от суммы перевода. Однако в отношении переводов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на счета физических лиц к указанным тарифам применяются дополнительные.
«Как правило, на сумму свыше 150 тыс. руб. в месяц это 1–1,5% от суммы переводов, свыше 300 тыс. руб. в месяц — 1,5–2% от суммы перевода и вплоть до 10–12% от сумм переводов, превышающих накопленным итогом 5 млн рублей в месяц. При этом в отсутствие каких-либо нормативно-правовых обоснований различные банки устанавливают различные изъятия из указанной повышенной тарификации в зависимости от назначения переводов», — указывают авторы законопроекта. «Сложившаяся практика установления банками различных комиссий в зависимости от степени "социальной значимости" операции и суммы перевода не имеет иного экономического обоснования, кроме как способ увеличения собственных комиссионных доходов банка», — говорится в пояснительной записке.
Закон предусматривает, что размер комиссий по операциям по переводу денежных средств со счетов юрлиц и индивидуальных предпринимателей на счета физлиц не может быть обусловлен назначением платежей либо суммами переводов. Также размер взимаемой комиссии не может обуславливаться изменением или расторжением договора банковского счета с клиентом. Одновременно в закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» вносятся изменения, прямо устанавливающие, что дополнительные (повышенные) комиссионные вознаграждения, сборы и иные вознаграждения, взимаемые банками с их клиентов, не являются мерами, направленными на противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
Принятие закона позволит устранить «дискриминационные практики тарификации, ущемляющие права и законные интересы добросовестных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также мотивирует кредитные организации применять не формальный, а содержательный подход к оценке клиентских рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», отмечают авторы документа. В случае принятия закон вступит в силу с 1 июля 2022 года.