В рамках Чемпионата высоких технологий «Профессионал 2024» состоялся торжественный старт Всероссийского марафона соучаствующего проектирования «Школа мечты». Он позволит привлечь креативную молодежь — студентов профильных вузов и колледжей к разработке дизайн-проектов школьных пространств по всей стране, а также объединит всех участников образовательных отношений вокруг решения общей задачи перегрузки школ.
Марафон включен во Всероссийский календарный план воспитательной работы. Он пройдет в 55 регионах Российской Федерации с участием активистов Движения первых — 15 тысяч школьников, более 1000 студентов вузов и колледжей, обучающихся по направлениям «дизайн», «архитектура», «строительство», «социология», «педагогическое образование». Студенческие команды из 120 вузов и ссузов посетят более 300 школ — участниц федеральной программы капитального ремонта и проведут совместно со школьниками, учителями и родителями соучаствующее исследование зданий школ. Задачей соучаствующего проектирования является выявление пространств, требующих содержательной перезагрузки в ходе капитального ремонта, где в школе сформировались «зоны напряжения», какие в целом у школьного сообщества есть пожелания и запросы на изменения, и как можно их учесть при разработке дизайн-проекта школы.
Для студентов участие в проекте — это прежде всего возможность применить свои профессиональные навыки для решения важной государственной задачи обновления школьных пространств. Тот же принцип лежит в основе программы «Обучение служением», ставшей важным инструментом для развития молодого поколения и решения важных социальных задач регионов и страны: в прошлом учебном году проект «Школа мечты» стал основным форматом для внедрения модуля «Обучение служением» в 21 российском вузе для обучающихся по направлениям «архитектура» и «дизайн».
Марафона «Школы мечты» стартовал в день запуска нового сезона Федеральной программы «Обучение служением». Заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко в своем письме к участникам программы подчеркнул, что участие в программе «Обучение служением» — это уникальная возможность проявить патриотическую гражданскую позицию и внести персональный вклад в развитие нашей страны, уже в процессе обучения ребята смогут стать соавторами позитивных изменений, значимых для их региона и России.
По словам лидера проекта, председателя Комиссии ОП РФ по просвещению и воспитанию Натальи Кравченко проект «Школа мечты» реализуется с целью повышения качественных результатов президентской программы капитального ремонта школ и усиления социального эффекта от его реализации. Государство должно уметь разговаривать с детьми и родителями на языке визуальных коммуникаций.
«Нужно понимать, что люди воспринимают изменения не через количество отремонтированных объектов, а через изменения их качества. А значит, дизайн школьной среды играет здесь критический важную роль. Федеральная программа капитального ремонта школ — это шанс переосмыслить образовательные пространства российских школ, которые были построены более 30-40 лет назад: сделать их современными, уютными, эргономичными, в соответствии с требованиями времени и потребностями тех, кто в них учится и учит. Марафон «Школа мечты» позволяет всем участникам образовательного процесса стать соавторами этих преобразований. Студенты — будущие архитекторы и дизайнеры — как раз те специалисты, которые способны, услышав пожелания учителей, детей и родителей, перевести их в понятное задание для разработки проектов перезагрузки школ», — говорит лидер проекта Наталья Кравченко.
Методики соучаствующего исследования адаптированы под разные возрастные группы школьников. Для учеников начальной школы используются «сказочные» методы, позволяющие малышам по-настоящему помечтать — взглянуть на свою школу, как на сказочное пространство. Для старшеклассников и взрослых участников применяются методы, которые позволяют максимально достоверно получить текущую картину эксплуатации пространства и, проанализировав особенности образовательного процесса, сформулировать вектор модернизации, учитывающих мнение всех участников образовательных отношений. Важно, что в процесс работы над образом будущей школы вовлечены все от администрации школы до неравнодушного родительского сообщества.
«В проведении марафона ключевое место занимают студенты профильных вузов и ссузов — будущие архитекторы, дизайнеры, педагоги, социологи. Именно они выбирают методы исследования для школы, перед этим проводя анализ исторического аспекта, объемно-планировочных особенностей и других вводных данных, ориентируясь на свои компетенции. — отмечает заместитель министра науки и высшего образования Ольга Петрова. — В современной России почти 70 вузов готовят специалистов по направлениям «архитектура» и «дизайн». Это большой ресурс для того, чтобы помочь школам обрести новое, более современное звучание. Тем более что федеральная программа по капремонту школ продлена до 2030 года. И для студентов участие в проекте — это, прежде всего, возможность применить свои профессиональные навыки для решения важной государственной задачи обновления школьных пространств».
Участниками исследования станут школьники всех возрастных групп, их родители, педагоги и администрация школ. По итогам исследования каждая школа получит отчетный документ, необходимый для разработки дизайн-проекта школьных пространств с учетом пожеланий участников образовательных отношений во исполнении Поручения Президента Пр-1845, п. 3 от 30.09.2021 об обеспечении учета мнений и пожеланий членов школьного сообщества (педагогов, детей и родителей) при создании дизайн-проектов школ.
В завершении марафона школа может сама определить дальнейшие шаги. Первый вариант — передать отчет о соучаствующем исследовании как техническое задание подрядной строительной организации, которая будет производить ремонтные работы. Второй вариант — продолжить взаимодействовать с вузом и студентами для создания полноценного дизайн-проекта, который станет частью технического задания при выборе подрядчика.
«Для нас принципиально важно, чтобы участники Движения первых занимались созидательной деятельностью и привыкали активно участвовать в улучшении мира вокруг себя. Марафон «Школа мечты» — это в первую очередь возможность стать соавтором качественных изменений школьного пространства, быть причастным к большому и важному делу. Кроме того, это инструмент профориентации для школьников, один из способов воспитания социально ответственной, неравнодушной личности», — отметил председатель правления Движения первых Артур Орлов.
Организаторами марафона выступает Общественная палата Российской Федерации при поддержке Министерства просвещения и Министерства науки и высшего образования РФ в поддержку президентской программы капитального ремонта школ «Модернизация школьных систем образования». Платформой для взаимодействия всех участников проекта станет информационно-коммуникационная платформа «Сферум», а основная информация о марафоне размещается в телеграмм-канале проекта.