Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин встретился с главой Социального фонда России Сергеем Чирковым. Одной из тем обсуждения стали меры поддержки семей с детьми.
Михаил Мишустин отметил, что Социальный фонд является ключевым элементом поддержки граждан. Он отвечает за выплаты пособий, пенсий и другие виды помощи людям. При этом такая социальная адресная помощь оказывается проактивно, на принципах социального казначейства.
«Социальное казначейство учитывает адресную помощь конкретно каждому человеку, каждой семье. Меры поддержки предоставляются теперь проактивно — не нужно заниматься сбором большого количества бумаг, справок», — заметил премьер-министр.
Глава фонда Сергей Чирков рассказал о работе СФР и мерах поддержки, которые оказываются семьям с детьми.
В 2025 году «детская» составляющая бюджета Социального фонда — 2,3 трлн рублей. То есть, по словам Чиркова, каждые 14 секунд государство в лице фонда перечисляет гражданам 1 млн рублей.
Единое пособие для семей с детьми ежегодно предоставляется более чем 10 млн детей и 330 тыс. беременных женщин.
С начала действия программы материнского капитала выдано уже 14,7 млн сертификатов, большая часть из них — в проактивном режиме. Всего по этой программе государство направило на поддержку семей 4,7 трлн рублей.
С 2024 года по указанию Президента и решению Правительства действует нововведение: родители, выходящие на работу досрочно, могут сохранить право на получение пособия по уходу за ребенком. «Таким образом 90 тысяч человек вернулись из отпуска по уходу за ребенком досрочно и работают», — отметил Сергей Чирков.
Для поддержки семей фонд развивает цифровую инфраструктуру. Например, создан реестр многодетных, куда сейчас входят 2,7 млн семей. Это позволяет им не только быстро получать услуги, но и формировать электронное удостоверение многодетной семьи онлайн и предъявлять его в любых учреждениях, например музеях или театрах.
Сергей Чирков также отметил, что основная задача Фонда пенсионного и социального страхования — удобное предоставление услуг гражданам. Главным инструментом в этом является цифровизация. «В год мы оказываем 280 млн услуг. Из них более 90 млн — по электронным заявлениям», — подчеркнул глава СФР.
По поручению главы Правительства сохраняется очное обслуживание — по всей стране работают 2,5 тыс. клиентских служб, а в последнюю субботу каждого месяца организован дополнительный день приема.
Фонд также развивает центры общения старшего поколения. Там люди «серебряного» возраста могут обучиться компьютерной и финансовой грамотности, проводить досуг.
По решению Президента и кабмина в 2024 году были введены две важные меры поддержки людей старшего поколения:
-
индексация пенсий работающим пенсионерам, проведенная проактивно, без необходимости подачи заявлений;
-
автоматическое включение надбавки в состав пенсии на уход за гражданами старше 80 лет и инвалидами I группы, а также ежегодная индексация такой выплаты.
Отдельное внимание уделяется обратной связи с населением. В 2024 году фонд оптимизировал 11 госуслуг. В частности, были доработаны интерфейс, формы заявлений и соответствующие инструкции.