На поддержку российских судопроизводителей направят более 500 млрд рублей за 6 лет

12 мая 2025
Константин Михальчевский/РИА Новости

Правительство актуализировало Стратегию развития судостроительной промышленности до 2050 года. Обновление и наращивание отечественного флота имеет ключевое значение в условиях внешних санкций и ограничений. Это важно для выстраивания логистических маршрутов в дружественные страны, перевозок грузов по Северному морскому пути, а также для судоходства по внутренним водным путям и развития речного туризма.

Правительство увеличило поддержку производителей и заказчиков судов и комплектующих. В ближайшие шесть лет на эти цели направят более 500 млрд рублей. Это финансирование является рекордным для отрасли. Большая часть этих средств предусмотрена в рамках нового нацпроекта «Промышленное обеспечение транспортной мобильности», направленного на достижение технологического лидерства.

В обновленной стратегии развития судостроительной промышленности определены конкретные цели. Главная из них — это наращивание производственных мощностей. Уровень загрузки действующих производств к 2036 году должен вырасти до 61%, а к 2050 году — до 73%.

Также важно обеспечить выполнение государственного оборонного заказа и увеличить долю гражданского флота собственного производства до 61% к 2036 году и до 64% к 2050-му. Долю серийных судов, выпускаемых российскими предприятиями, предполагается увеличить с 30 до 50% от общего объема судостроения к 2036 году и до 80% — к 2050 году.

Еще одной целью является увеличение к 2036 году числа судов, курсирующих по Северному морскому пути, до 51, а к 2050 году — до 135.

Важно обеспечить импортозамещение линейки судового комплектующего оборудования. Согласно обновленной стратегии, к 2036 году половина такой продукции будет выпускаться в России, а к 2050 году долю российских комплектующих планируется увеличить до 80%.

Также будут расширены программы проведения научных исследований и разработок, устранены административные барьеры и улучшена инвестиционная привлекательность отрасли.

«Важно решить поставленную главой государства задачу по достижению технологического суверенитета, в том числе по критическим позициям судового оборудования, самым значимым производственным процессам», — отметил Михаил Мишустин.

В ходе актуализации стратегии развития судостроения была определена долгосрочная потребность во флоте до 2050 года. Основой для этих прогнозов стало ожидаемое увеличение объемов грузовых и пассажирских перевозок, а также добычи водных биологических ресурсов.

Первый вице-премьер Денис Мантуров рассказал о планах по развитию судостроительной промышленности. Согласно базовому сценарию на российских верфях до 2036 года планируется построить более 1,6 тыс. единиц гражданских судов и морской техники.

Приоритетными направлениями станут суда для Северного морского пути и транспортного коридора «Север — Юг». Акцент сделан на развитии компетенций в области крупнотоннажных проектов, включая танкеры для перевозки сырой нефти, газовозы, танкеровозы и балкеры.

Особое внимание уделено строительству ледоколов, судов обеспечения и технического обслуживания, а также ускоренному обновлению пассажирского и рыбопромыслового флота.

Планируется также усиление кадрового потенциала отрасли. К 2036 году необходимо увеличить число занятых в ней до 190 тыс. человек.

Итогом реализации стратегии должно стать создание условий для рыночного развития сегмента отрасли, не связанного с выполнением гособоронзаказа.