Совместное заседание комиссий Госсовета РФ по направлениям «Кадры», «Молодежь и дети» и «Семья» прошло в Государственном университете управления 1 июля. Его основной темой стал проект Стратегии развития образования в России до 2036 года.
В заседании приняли участие заместитель министра просвещения РФ Ирина Шварцман, заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев, руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, заместитель руководителя Росмолодежи Денис Аширов, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа, председатель комиссии Госсовета «Молодежь и дети» Дмитрий Артюхов, губернатор Калужской области, председатель комиссии Госсовета по направлению «Кадры» Владислав Шапша, губернатор Республики Мордовия, председатель комиссии Госсовета по направлению «Семья» Артем Здунов.
Стратегия развития образования России до 2036 года разрабатывается по поручению Президента Владимира Путина. Она направлена на устойчивое, динамичное и сбалансированное развитие отрасли, а также всестороннюю подготовку молодежи к вызовам будущего. В подготовке документа приняли участие более тысячи человек, среди которых педагоги, ученые, представители бизнеса и госкорпораций, а также школьники, студенты и их родители.
В своем выступлении Артем Здунов подчеркнул общенародный формат подготовки важнейшего документа, который определит вектор развития не только сферы образования, но и страны в целом.
«Очень важно, что проект Стратегии образования на всех этапах пронизан нашими духовно-нравственными российскими ценностями и отношением к семье. Это поручение Президента России и наше общее решение. Еще один приоритет, на который мы обратили внимание через призму задач профильной комиссии Госсовета «Семья», — качественное образование независимо от места жительства и социального статуса семьи. В этом направлении уже очень много сделано: оснащение современным оборудованием, капитальные ремонты, создание новых мест в детских садах и школах, в системе дополнительного образования. Современная, доступная инфраструктура помогает семье в принятии решения о рождении ребенка, сохраняет молодые семьи на селе», — подчеркнул глава Мордовии.
Он отметил, что в план по реализации Стратегии предлагается включить работу с семьями, как сквозное направление, она будет осуществляться через родительские комитеты, советы отцов.
«Обязательно нужно прививать ценности крепкой многодетной семьи нашим детям и их родителям через содержание учебных предметов и внеурочную деятельность на всех ступенях образования. В достижении этой задачи необходима единая информационно-просветительская кампания на государственном уровне», — добавил Артем Здунов.
Владислав Шапша обратил внимание, что важно общими усилиями сделать систему образования гибкой, адаптивной, ориентированной на получение и развитие востребованных знаний и навыков: «Перед нами стоят задачи, поставленные нашим Президентом, по укреплению экономического суверенитета, достижения технологического лидерства ускоренного внедрения инноваций. Все это требует новых подходов в подготовке кадров». По мнению губернатора Калужской области, необходимо синхронизировать обучение с рынком труда, преодолеть дисбалансы в подготовке кадров и обеспечить формирование системы опережающей подготовки по востребованным в экономике направлениям.
Отмечая необходимость обсуждения Стратегии, Дмитрий Артюхов сказал: «Совместными усилиями мы закладываем фундамент будущего российского образования. Это важнейшая государственная установка, ведь именно образование решает ключевые для страны задачи: дает знания и навыки, готовит кадры для экономики, а главное — воспитывает новое поколение россиян».
Участники дискуссии обсудили приоритетные задачи Стратегии: ликвидацию региональных диспропорций в финансировании и инфраструктуре, цифровизацию образования с этичным использованием искусственного интеллекта, поддержку педагогов. Особое внимание было уделено участникам спецоперации, ветеранам и их семьям в реализации образовательных потребностей.
Кроме того, рассматривались вопросы двухэтапной реализации Стратегии. На первом будет отремонтировано 8 тыс. школ и 2 тыс. детсадов, а также запущено 25 кампусов мирового уровня. На втором предстоит доведение расходов на образование до 4,6% ВВП, двукратное увеличение удовлетворенности работодателей выпускниками, обеспечение 100% доступности психолого-педагогической помощи.
Итогом панельной дискуссии стала выработка совместных решений, задающих вектор для финального совершенствования Стратегии развития образования, и ее практическое внедрение.