На II окружном форуме «Российская креативная неделя — Урал» прошло заседание комиссии Госсовета по направлению «Экономика и финансы». Центральной темой обсуждения стала разработка Стратегии развития креативной экономики.
Глава комиссии Алексей Текслер напомнил, что к 2030 году необходимо увеличить долю креативных индустрий в ВРП России до 6%. Такую задачу поставил Президент.
Начальник управления по общественным проектам администрации главы государства Сергей Новиков подчеркнул значимость Федерального закона о развитии креативных индустрий. Напомним, что документ был принят в 2025 году.
«Этот закон институционализирует взаимодействие государства с субъектами креативных индустрий, вводит понятийный аппарат, дает регионам свободу в создании мер поддержки. Креативные индустрии — это сектор экономики с выручкой более 14,5 триллиона рублей и 4,6 миллиона занятых. Они открывают путь к созданию экономики ценностей, формируя поведенческие образцы, особенно для молодого поколения», — сказал Сергей Новиков.
О подходах к разработке стратегии рассказала директор департамента развития социальной сферы и сектора некоммерческих организаций Минэкономразвития РФ Анастасия Золотухина.
«Креативная экономика перестает быть нишевым понятием, превращаясь в мощный вектор социально-экономического развития. Для раскрытия ее потенциала необходим системный подход, учитывающий глобальные тренды и локальную специфику. Мы выделили ключевые вызовы: нечеткость границ креативных индустрий, отсутствие отраслевой управленческой модели, санкционные ограничения и кадровый дефицит», — заявила она.
Кроме того, Анастасия Золотухина представила структуру стратегии. Она состоит из 12 блоков. В стратегии перечислены меры поддержки и целевые показатели.
Один из авторов Федерального закона о развитии креативных индустрий — заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Денис Кравченко. Он отметил важность системной работы с регионами.
«У нас активно принимаются новые законы в регионах, приводятся в соответствие действующие. Не везде есть полное понимание задач и принципов закона. Я бы предложил обратить внимание профильному министерству более активно усилить работу с регионами, в том числе с подключением комиссии Госсовета», — подчеркнул Кравченко.
Отрасль креативных индустрий развивается и на Дальнем Востоке. Подробнее об этом рассказала заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева.
«Мы активно участвуем в рабочих группах и можем поделиться опытом макрорегионального управления, создания креативных кластеров и формирования сети отраслевых приоритетов внутри регионов для кооперации, а не конкуренции», — заявила Нургалиева.
А директор дивизиона развития креативной экономики АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Екатерина Черкес-заде отметила, что важно сформулировать не только стратегию, но и план мероприятий стратегического характера.
«Необходимо выстраивание комплексной выверенной системы мер поддержки, с привлечением Минэка и профильных ФОИВов», — сообщила она.
Директор форума «Российская креативная неделя» Марина Монгуш рассказала, что развитие креативной экономики требует работы над ценностной, смысловой и идейной составляющей продуктов. Она выразила благодарность участникам заседания со стороны комиссии и Минэкономразвития РФ.
В завершении заседания Алексей Текслер предложил рассмотреть вопрос о создании типовых организационных структур для развития креативной экономики в регионах. Сделать это нужно по аналогии с центрами «Мой бизнес» и центрами развития экспорта.