Законопроект о регулировании деятельности цифровых посреднических платформ одобрен на заседании Правительства. Это позволит сделать более прозрачной работу ресурсов, широко известных как маркетплейсы, и обеспечить защиту прав покупателей представленных на них товаров и услуг.
«Цель законопроекта — защита прав и интересов граждан. Документ устанавливает базовые правила для работы цифровых платформ. В частности, продавцы на маркетплейсах будут обязаны проходить проверку через государственные реестры, а платформы — обеспечивать прозрачность условий договоров с продавцами. Эти и другие новые нормы создадут гарантии безопасности для потребителей и справедливые условия для бизнеса. При разработке законопроекта мы учитывали мнение отрасли», — подчеркнул вице-премьер Дмитрий Григоренко, под руководством которого были разработаны эти меры.
Прежде всего, отношения между платформой, заказчиком и исполнителем признаются гражданско-правовыми. При этом учитываются право исполнителя отказаться от заказа и запрет на привлечение третьих лиц для исполнения заказа. При этом платформы будут обязаны сотрудничать с налоговыми органами, а также смогут софинансировать социальные и пенсионные продукты для исполнителей.
Кроме того, законопроектом предлагается ввести конкретные требования к договорным условиям для продавцов и пунктов выдачи заказов, в том числе сделать прозрачным порядок взаиморасчетов и установить обоснованные санкции за нарушение договора.
В документе также идет речь о введении четкого порядка применения скидок за счет продавца, чтобы платформа обязательно уведомляла предпринимателя о них.
Еще одним важным нововведением станет система досудебного регулирования споров, по которой продавцы смогут в электронной форме обжаловать действия платформы. В случае принятия решения в пользу продавца, представитель маркетплейса обязан будет в течение 48 часов исправить ситуацию.
Законопроект будет внесен на рассмотрение в Госдуму в ближайшее время, а в случае принятия вступит в силу 1 марта 2027 года.