Российские ИТ-компании внедряют цифровыe системы в Таджикистанe

9 октября 2025
Александр Кряжев/РИА Новости

Российские ИТ-компании уже успешно работают на таджикском рынке. В частности, они принимают активное участие в работе над внедрением цифровых систем в работу органов власти в республике. Об этом сообщаeт Правитeльство России.

Так, например, отечественное решение от компании АО «ИРТех» позволило доработать информационную систему для Министерства образования и науки Таджикистана. Около 562 школ в стране уже внедряют электронные дневники на базе российской разработки.

Другая компания российских основателей — ГК «ЭРА» — совместно с администрацией города Душанбе внедряет систему «Умный город», которая за счет оцифровки данных и применения геодезических беспилотников повышает эффективность управления ресурсами и качество жизни горожан.

Кроме того, со стороны Таджикистана наблюдается спрос на услуги связи от российских операторов. В стране успешно работает дочерняя организация «Мегафон Таджикистан»: компания первой запустила в стране 3G, 4G/LTE и 5G и оказывает услуги более чем 2 миллионам иностранных абонентов.

Востребованностью также пользуются российские цифровые платформы. Один из отечественных маркетплейсов является абсолютным лидером рынка с долей более 50%.

Заместитель председателя Правительства — руководитель аппарата Правительства России Дмитрий Григоренко обсудил с премьер-министром Республики Таджикистан Хикматулло Холикзода развитие цифрового партнерства, преемственность российского опыта для ускорения цифрового развития. Так, по «цифре» в приоритете для принимающей стороны — вопросы развития электронных услуг государства, кибербезопасность и обучение ИТ-специалистов, включая сферу ИИ. На встрече было принято решение о проработке создания рабочей группы России и Таджикистана по вопросам цифровой трансформации.

«Россия обладает богатым опытом цифровизации государственных процессов и оказания госуслуг. Мы оцифровали документооборот в Правительстве, создали и внедрили удобные информационные системы для граждан. Продолжаем развивать портал госуслуг: на нем уже доступно более 1,6 тыс. госуслуг, и теперь мы переводим их оказание в проактивный формат. Внедряем искусственный интеллект — в том числе в масштабные государственные проекты, например, в систему мониторинга и управления нацпроектами. Нам есть чем поделиться с зарубежными коллегами, и мы видим спрос на отечественные наработки. Таджикистан активно встал на путь цифровизации госсистем. Кратно ускорить этот процесс поможет обмен опытом и доказавшими свою эффективность практиками», — отметил Дмитрий Григоренко.