В решении вопросов повышения качества преподавания математики и естественно-научных предметов в школах будет использоваться системный подход. Для этого подготовлен комплексный план мероприятий до 2030 года. Распоряжение о его утверждении подписал председатель Правительства Михаил Мишустин.
План включает несколько разделов.
Первый посвящен модернизации содержания учебных предметов. Он предполагает в том числе обновление федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных основных общеобразовательных программ по окружающему миру, математике, физике, химии и биологии, а также создание новых учебников и учебно-методических пособий по этим предметам (за исключением окружающего мира).
Второй раздел содержит мероприятия, направленные на повышение качества подготовки учителей математики и естественно-научных предметов, устранение дефицита таких педагогов в школах. Речь, в частности, идет о разработке и реализации программ повышения квалификации, создании стажировочных площадок для практической подготовки студентов и дополнительного профессионального образования учителей математики, физики, химии и биологии. Кроме того, в числе мероприятий этого блока — принятие дополнительных мер содействия выпускникам педагогических вузов, которые хотят работать в школах.
Профориентации школьников посвящен третий раздел комплексного плана. Он подразумевает расширение сети профильных классов и классов с углубленным изучением математики, физики, химии и биологии, организацию и проведение профориентационной работы математической, инженерной и естественно-научной направленности с обучающимися на базе современных промышленных предприятий, образовательных организаций высшего образования и научных организаций, совершенствование системы олимпиад школьников.
Разработку ведущими образовательными организациями методических материалов, создание сценариев учебных заданий — интерактивных контекстных задач, лабораторных и практических работ по химии, физике и биологии предполагается осуществить в рамках четвертого раздела плана, который посвящен организации учебно-методического обеспечения преподавания математики и естественно-научных предметов.
Пятый раздел плана включает мероприятия, направленные на совершенствование системы управления качеством образования по математике, физике, химии и биологии. В процессе работы над этой задачей планируется в том числе актуализировать концепции преподавания этих предметов на всех уровнях образования, провести анализ качества преподавания и изучения математики, физики, химии и биологии в системе общего образования Российской Федерации.
Еще один раздел посвящен совершенствованию преподавания математики, физики, химии и биологии. В числе запланированных мероприятий — введение обязательного вступительного испытания по физике на все инженерные направления подготовки (специальности) высшего образования, а также обязательных вступительных испытаний по профилям педагогической подготовки, в том числе по математике, физике, химии и биологии, при приеме на направления подготовки высшего образования в педагогических вузах.
Результатом реализации мероприятий плана должно стать увеличение до 30% доли учителей математики, физики, химии и биологии в возрасте до 35 лет к 2030 году, а также рост не менее чем на 10% ежегодно — числа обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, изучающих математику и естественно-научные предметы углубленно или на профильном уровне.
При этом доля учащихся, выбравших единый государственный экзамен по профильной математике и естественно-научным предметам — химии, физике, информатике и биологии, — к 2030 году должна увеличиться до 35%.
Источник: Правительство России.