Центробанк сообщил о снижении количества операций, совершенных без согласия клиентов

14 февраля 2023
Олег Яковлев/РБК/ТАСС
В прошлом году количество операций без согласия клиентов по сравнению с 2021 годом снизилось на 15,31%, до 877 тысяч, сообщается на сайте ЦБ РФ.

Банк России инициировал блокировку более 756 тыс. мошеннических телефонных номеров, что в четыре с лишним раза больше, чем годом ранее, и является максимальным показателем с начала такой работы в 2019 году. Регулятор рекомендовал банкам временно приостанавливать дистанционный доступ к управлению счетом лицам, информация о которых содержится в базе ФинЦЕРТ Банка России. Данные меры способствовали сокращению количества операций без согласия клиентов. Банки также усилили работу по противодействию мошенникам на платежном рынке.

Несмотря на активное развитие новых дистанционных платежных сервисов и рост объема денежных переводов (на 39%, до 1458,6 трлн рублей), размер ущерба от действий кибермошенников вырос незначительно — на 4,29%, до 14,2 млрд рублей. Как и в предыдущие годы, больше всего операций без согласия клиентов в количественном выражении пришлось на оплату товаров и услуг в интернете. Однако в прошлом году активность злоумышленников по этому направлению снизилась и перетекла в дистанционные банковские сервисы — мобильный и интернет-банкинг. Заполучив доступ к сервисам, мошенники могут не только похитить у человека средства на счете, но и оформить на него кредит. Именно поэтому больше всего потерь было в дистанционном банковском обслуживании: их общий размер составил 9,3 млрд рублей.

Банки вернули клиентам меньше похищенных средств, чем годом ранее, — 618,4 млн рублей, или 4,4% от всего объема краж. Такой уровень возмещения объясняется сохранением высокой доли социальной инженерии, когда граждане самостоятельно переводят средства злоумышленникам или раскрывают банковские данные. Кроме того, в 2022 году мошенники стали активно использовать для хищения денег социальные сети и мобильные приложения. С февраля прошлого года Банк России инициирует блокировку таких материалов. За неполный год прекращена работа почти 2 тыс. страниц в социальных сетях и нескольких десятков мобильных приложений, а общее количество направленных на блокировку ресурсов составило свыше 15 тысяч.

В ноябре 2022 года Банк России провел опрос о степени удовлетворенности людей уровнем безопасности финансовых услуг и на его основе составил среднестатистический портрет гражданина, наиболее уязвимого для обмана злоумышленниками.

Более подробные итоги опроса и данные о ситуации с кибермошенничеством представлены в «Обзоре операций, совершенных без согласия клиентов финансовых организаций».
14 февраля 2023
Вернуться в раздел

Читайте также

Михаил Мишустин поздравил победителей конкурса «Инженер года — 2022»

Малый и средний бизнес реализует почти 500 инвестпроектов благодаря господдержке

Финансирование передовых инженерных школ в 30 вузах увеличили в 4 раза

В Правительстве создана комиссия по вопросам развития беспилотных авиационных систем

Дмитрий Чернышенко обсудил с сенаторами вопросы науки и образования

Татьяна Голикова: ожидаемая продолжительность жизни в России увеличилась до 72,6 года

Более 100 высокотехнологичных компаний получат льготные кредиты в 2023 году

Прибыль от экспорта зерновой продукции в 2022 году выросла на 15%

Марат Хуснуллин рассказал о пятилетней программе «Строительство»

Дополнительное финансирование поступит в 10 регионов для укрепления бюджетов

Кабмин направит на строительство трассы М-12 еще 30 млрд рублей

Андрей Белоусов провел совещание с производителями беспилотных авиационных систем