В Госсовете обсудили создание нового логистического маршрута для развития Арктической зоны

1 августа 2025
Министерство информационной политики Мурманской области

Развитие Арктической зоны до 2050 года обсудили на совместном заседании двух комиссий Госсовета РФ — «Северный морской путь и Арктика» и «Международная кооперация и экспорт». Мероприятие состоялось в ходе форума «Арктика — регионы» в Архангельске.

Губернатор Мурманской области Андрей Чибис, возглавляющий профильную комиссию Госсовета по развитию Арктики, отметил, что развитие Арктической зоны является стратегической задачей национального масштаба.

«Для развития Арктической зоны и Трансарктического транспортного коридора (ТТК) нужен оператор уровня "Главсевморпуть 2.0". <...> Сам смысл ТТК, частью которого является Севморпуть, — в обеспечении национальной безопасности и связанности морским путем запада и востока страны, что невозможно без кооперации всех участников процесса развития», — заявил Андрей Чибис.

По его словам, сейчас вырабатываются подходы к комплексному развитию макрорегиона и ТТК, они поддержаны федеральным Правительством, главами субъектов, компаниями и организациями. Результатом этой активной командной работы стали решения, которые вошли в основу поручений Президента России Владимира Путина по итогам Международного арктического форума, состоявшегося в Мурманске в марте этого года.

«Развитие Северного морского пути возможно только при условии комплексного полноценного развития всего Арктического региона, включая все транспортные связи и, конечно, прежде всего сеть опорных населенных пунктов, где живут люди. Сегодня развитие Арктики вступает в новую эру. Массив проектов, которые реализуются в регионе, сопоставим с теми задачами, которые когда-то решили наши предки, поднимая Арктику, строя новые предприятия и города», — высказал свое мнение также министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

Андрей Чибис напомнил также, что в соответствии с поручением Президента России Владимира Путина необходимо иметь четкий комплексный долгосрочный план, в котором должны быть отражены приоритетные задачи: ресурсы, которые должны быть разработаны в первую очередь, населенные пункты, которые необходимо развивать, отрасли, нуждающиеся в инвестициях, и партнеры, с которыми нужно наладить сотрудничество.

«Важно, чтобы появился также оператор этих процессов. Здесь мы можем опираться на успешный опыт Советского Союза. Координация работы на государственном уровне дает мощные результаты. Сегодня необходима новая модель управления — структура уровня советского Главсевморпути — "Главсевморпуть 2.0", способный координировать усилия всех участников, интегрировать ресурсы и управленческие решения. Такой подход обеспечит нужную динамику, откроет доступ к колоссальному ресурсному и логистическому потенциалу Арктики и сделает ее настоящим мультипликатором экономического развития страны на десятилетия вперед», — сказал Андрей Чибис.

На заседании также шла речь о том, что в полной мере раскрыть потенциал маршрута ТТК и в частности Севморпути помогут ключевые транспортные узлы, которые образуют каркас этого логистического маршрута. В него должны быть включены портовая инфраструктура и железнодорожные подходы к ней, для этого необходимо заняться дноуглублением. Руководитель Архангельской области Александр Цыбульский согласился с тем, что развитие Арктики и экспортного потенциала следует рассматривать совместно, а выйти на новые внешние рынки также поможет удобная и недорогая логистика.

«Росморпорт прогнозирует к 2030 году наибольшее увеличение грузопотока по Севморпути через порты Арктики. Глобальная задача сейчас — сформировать полноценный транзитный коридор по-настоящему мирового уровня, который смог бы предоставлять то качество услуг, к которому сегодня привыкли наши экспортеры и грузоотправители. Для увеличения грузопотока по всему Севморпути до 100 миллионов тонн в год и более крайне важно выстроить сбалансированный эффективный логистический маршрут. И без опорных транзитных узлов эта задача не может быть решена — это первый шаг, который надо сделать. Если анализировать западный сектор Российской Арктики, то, конечно, две такие точки — это Мурманск и Архангельск, которые обладают необходимым потенциалом», — заявил Александр Цыбульский.

«Мурманск — ключевой узел ТТК: уже сегодня он обеспечивает более 50% общей перевалки портов Арктического бассейна, а в перспективе этот показатель может превысить 200–250 миллионов тонн в год. И это не просто планы: мы уже соединили новой железной дорогой в 50 км восточный и западный берег Кольского залива, потенциал для грузооборота вырос в два раза. Также в этом году запустили новый порт "Лавна", который уже отгружает грузы в разные порты мира. По итогам МАФ Президент поручил проработать увеличение мощности Мурманского транспортного узла в три раза», — добавил Андрей Чибис.