В Управлении по борьбе с киберпреступностью МВД (УБК МВД) рассказали, что такое многоступенчатые схемы мошенников и как они работают. Например, аферисты могут представиться сотрудниками ЖКХ и пообещать решить проблемы, которых на самом деле не существует.
Сценарий может быть разный, но в итоге злоумышленники просят назвать код из СМС. Если вы его продиктуете, они поймут, что вас не так сложно обмануть, и приступят ко второй части обмана.
С вами свяжется другой мошенник. Он назовется сотрудником правоохранительных органов или «службы безопасности банка» и скажет, что спасает ваши деньги. Как рассказали Объясняем.рф в УБК МВД, суть такой многоступенчатой схемы — в создании иллюзии доверия. На втором этапе аферисты делают вид, что хотят помочь.
Важно! Преступники чаще всего только имитируют взлом «Госуслуг». Вместо того чтобы вступать в переговоры по телефону с неизвестными, сами убедитесь, что с вашим аккаунтом все в порядке.
В специальной рубрике Объясняем.рф и Киберполиции России рассказываем, как работает схема обмана, на примере самых распространенных сценариев в сфере ЖКХ.
Имейте в виду: такую многоступенчатую схему аферисты могут разыгрывать, прикрываясь любым предлогом — записью к врачу, пересчетом пенсий и так далее.

«Пропустили бесплатную замену счетчиков»
По телефону мошенники говорят, что вы пропустили очередь на бесплатную замену счетчиков. Вам предлагают это исправить, но для этого нужно назвать код из СМС.
Если вы продиктуете код, преступники перейдут ко второму этапу: с вами свяжется мошенник, который начнет убеждать вас, что вам нужно срочно спасать свои деньги. Например, переводить их на «безопасный» счет. На самом деле таких счетов не существует, вас просто вынуждают отдать сбережения аферистам.
«Срочно передайте показания»
Под видом УК или аварийных служб мошенники просят срочно подать показания через телеграм-бота, который запрашивает персональные данные.
Затем жертву просят связаться с «сотрудником» Роскомнадзора или другого ведомства. Используя ранее полученные данные, человека уверяют, что его личный кабинет на «Госуслугах» пытались взломать. Под предлогом «защиты» аккаунта злоумышленники выманивают деньги.
«Нужна поверка счетчиков»
Аферисты звонят от имени водоканала, чтобы договориться о визите «специалиста».
В конце разговора они просят продиктовать код из СМС, чтобы подтвердить заявку. Если вы называете его, мошенники переходят ко второй части обмана. Дальше все происходит по стандартному сценарию.
«Замена ключей от домофона»
Злоумышленники предлагают заказать новые ключи от домофона. По телефону под видом «привязки» ключа к номеру выманивают код из СМС. Если вы его назовете, с вами свяжутся «правоохранительные органы». Мошенники начнут убеждать вас, что ваш личный кабинет на «Госуслугах» взломан. Поверив в это, вы рискуете потерять свои деньги.
«Меняем дверь в подъезд»
Еще одна схема: вам звонят якобы из УК и предлагают обсудить замену двери в подъезд.
Затем говорят, что теперь у каждой квартиры будет свой код от домофона. Его отправляют в СМС и просят продиктовать. Дальше — звонок ненастоящего силовика.
«Переоформляем договор»
Под видом сотрудников газовой службы аферисты по телефону утверждают, что по новым нормам нужно срочно заключить или переоформить договор на обслуживание газового оборудования.
Сделать это предлагают по телефону или ссылке, чтобы решить вопрос быстро, — так они вынуждают передать им личные данные. Если вы соглашаетесь, злоумышленники переходят ко второму этапу «развода».
«Чип для шлагбаума»
Под видом сотрудников УК и ТСЖ мошенники звонят жертве и сообщают, что во дворе планируется установить шлагбаум, предлагают бесплатно оформить брелок.
Затем они просят продиктовать код из СМС для «активации». Второй этап в этой схеме будет стандартный.