В России начали курсировать грузовики-беспилотники

14 июня 2023
Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика»

В рамках инициативы социально-экономического развития Российской Федерации «Беспилотные логистические коридоры» состоялся запуск доставки грузов беспилотными тягачами КАМАЗ по федеральной трассе М-11 «Нева». Старт движению «беспилотников» дал первый заместитель председателя Правительства РФ Андрей Белоусов. В мероприятии приняли участие министр транспорта Виталий Савельев, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов и раис Республики Татарстан Рустам Минниханов, председатель правления Государственной компании «Автодор» Вячеслав Петушенко, генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин.

Движение высокоавтоматизированных транспортных средств на трассе М-11 запущено в рамках экспериментального правового режима (ЭПР). Формирование программы ЭПР проходило при поддержке Минтранса России на площадке Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика». Первыми свои грузы в беспилотном режиме повезли крупнейшие перевозчики: ПЭК, Globaltruck, «Газпромнефть-Снабжение».

В рамках эксперимента будет апробирована вся цепочка процессов беспилотной перевозки в коммерческом режиме с участием цифровой инфраструктуры, что в итоге позволит масштабировать проект на другие трассы.

В данном ЭПР участвуют производители беспилотного транспорта (ПАО «КАМАЗ»), крупнейшие перевозчики (ООО «Глобалтрак Лоджистик», ПАО «Магнит»), Государственная компания «Автодор», которая предоставляет дорожную инфраструктуру.

«Сегодня важный, знаменательный день. Мы шли к нему два года. Сегодня кульминация в реализации правительственной инициативы «Беспилотные логистические коридоры». В этой связи хотел выделить три момента. Первое — создать беспилотный автомобиль, насыщенный искусственным интеллектом, в условиях санкций — это действительно колоссальная работа. Я хочу поздравить Сергея Анатольевича Когогина с коллегами, что удалось это сделать. Второе — это пока еще, конечно, "пилотные проекты", опытные образцы, но тем не менее — это уже коммерческий груз. В этом году должны перевезти более 50 тысяч тонн коммерческих грузов. На следующий год эта цифра возрастет в четыре раза. С самого начала отрабатывалась привлекательность бизнес-модели, финансовой модели для грузоотправителей. Сегодня участниками этого мероприятия являются также и грузоотправители. Третье — нужно понимать, что основная, даже самая главная, часть этой работы остается невидимой, потому что дело не только в этих автомобилях. Дело в том, что это, по сути, часть единой системы "автомобиль — дорога". Это единое цифровое пространство, единая цифровая платформа. Автомобиль постоянно взаимодействует с цифровым двойником дороги. Здесь очень большую роль сыграла, я хочу сказать огромное спасибо, компания "Автодор", которая в достаточно сжатые сроки сделала то, чтобы сегодня это мероприятие могло состояться. Я хочу поздравить министра транспорта Виталия Геннадиевича Савельева, который является руководителем этого проекта», — отметил первый заместитель председателя Правительства Андрей Белоусов.

«Безусловно, для экономического развития России это очень важный шаг. Мы с вами начинаем строить модель беспилотного грузового движения в нашей стране. Эти новые компетенции позволят нам на уровне передовых стандартов заниматься развитием беспилотных транспортных систем, — заявил министр транспорта Виталий Савельев. — Мы стартуем с трех грузовых автомобилей КАМАЗ, в начале июля добавится три автомобиля, а со следующего года — еще 12. Тем самым проект будет расширяться».

«Госкомпания "Автодор" предоставила возможность для взаимодействия высокоавтоматизированого транспортного средства с дорожной инфраструктурой. Оно осуществляется через программно-аппаратный комплекс АСУДД М-11 "Нева", который насчитывает почти две тысячи единиц оборудования. После завершения строительства обхода Твери в следующем году будет обеспечено сквозное движение по всей трассе. С учетом завершения строительства трассы М-12 такие грузовики смогут проехать от Казани до Санкт-Петербурга через Центральную кольцевую автомобильную дорогу уже в 2024 году. Участок ЦКАД на их маршруте оборудован DSRC приемниками для движения подключённого транспорта», — сказал председатель правления Государственной компании «Автодор» Вячеслав Петушенко.

Беспилотные автомобили созданы на базе магистрального тягача КАМАЗ-54901. Модель оснащена системами связи, навигации, технического зрения, обработки входящей информации. Машины будут работать между логистическими терминалами Москвы и Санкт-Петербурга с использованием хабов, где будет осуществляться перецепка с обычного тягача на тягач, способный двигаться в беспилотном режиме. 

«Развитие беспилотного транспорта — один из актуальных трендов автомобильной отрасли. "КАМАЗ" занимает лидирующие позиции в этой области. Компанией разработана линейка грузового беспилотного транспорта различного применения. Часть этой техники уже прошла испытания в реальных условиях эксплуатации на закрытых территориях. Введение экспериментально-правового режима на трассе М-11 "Нева" и состоявшийся запуск беспилотных магистральных тягачей КАМАЗ даёт возможность протестировать наши разработки в области беспилотного грузового транспорта на дорогах общего пользования, а также позволит на практике, в условиях реального движения апробировать коммерческое использование технологии беспилотных грузовиков», — прокомментировал генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин.

Проект «Беспилотные логистические коридоры» является частью стратегических инициатив Минтранса России. Они разработаны в рамках исполнения поручений Президента России Владимира Путина и Правительства РФ по подготовке Стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли. Технологические, организационные и бизнес-решения, которые будут отработаны в рамках экспериментально-правового режима на М-11, лягут в основу и будущих транспортно-логистических коридоров. К 2030 году беспилотные перевозки планируется организовать на 19,5 тыс. км федеральных дорог.


14 июня 2023
Вернуться в раздел