В России создадут концепцию развития автомобильного туризма

16 июня 2023 (обновлено 5 августа 2024)
Андрей Варенков/РИА Новости

Заместитель председателя Правительства Дмитрий Чернышенко в рамках ПМЭФ в качестве модератора принял участие в сессии «Маршрут построен: перспективы развития автотуризма в России», сообщает Минэкономразвития России.

На мероприятии представители органов государственной власти, руководители субъектов Российской Федерации, инвесторы, представители профильных сообществ обсудили возможности и барьеры при возведении качественной инфраструктуры для развития автотуризма, комплексное развитие территорий, строительство многофункциональных зон придорожного сервиса, кемпинги, а также способы улучшения транспортной доступности регионов.

В сессии приняли участие помощник Президента России Игорь Левитин, председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Инна Святенко, председатель комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаев, а также главы регионов, представители госкорпораций и инвесторы.

Основными темами дискуссии стали механизмы создания качественной инфраструктуры для комплексного развития автотуризма, улучшение транспортной доступности регионов. Обсуждалось также строительство многофункциональных зон придорожного сервиса (МФЗ), в том числе при реализации пилотного проекта по маршруту «Санкт-Петербург — Владивосток». Ранее Президент Владимир Путин поручил Правительству создать концепцию развития автомобильного туризма в России, она должна быть представлена в текущем году. Дмитрий Чернышенко отметил, что развитие конкретно автомобильного туризма может приносить отрасли дополнительно 250 млрд рублей в год, если удастся привлечь 30 миллионов автолюбителей.

«Развитие автомобильного туризма в России, без сомнения, является задачей федерального масштаба и требует оркестровки ресурсов на всех уровнях государственной власти, а также вовлечённости бизнеса и инвесторов. В рамках новой концепции мы должны чётко определить необходимые условия для развития автотуризма, сопутствующей и придорожной инфраструктуры, сформировать модель управления для дальнейшего масштабирования на всю страну. По итогам 2022 года автомобильный поток в России составил более 500 миллионов человек в год. По прогнозам, к 2035 году он может вырасти на 21% и достигнуть 670 миллионов человек. Даже если половина из них станет автотуристами, это будет существенный вклад в достижение ключевого показателя нацпроекта "Туризм и индустрия гостеприимства" — 140 млн поездок в год к 2030-му», — сказал вице-премьер.

Благодаря развитию автомобильного туризма можно ускорить достижение этого амбициозного показателя, отметил Дмитрий Чернышенко. Он также подчеркнул, что в планах построить в рамках пилотного проекта «Санкт-Петербург — Владивосток» 276 многофункциональных зон, пока создано 80.

«Важно определить подходы к развитию инфраструктуры автотуризма. Приоритетом является развитие многофункциональных зон — это базовая обеспечивающая инфраструктура для путешествий. Но важно определить самые эффективные точки для их размещения. На наш взгляд, нужно опираться в том числе на национальные туристические маршруты — конкретный перечень муниципалитетов, которые определены приоритетными точками для развития туризма», — сказал Дмитрий Вахруков.

По итогам стратегических сессий по туризму, которые в настоящее время проводит Минэкономразвития, определено, что в прошлом году в России 22 млн туристов путешествовали на автомобилях, останавливаясь в гостиницах. К 2030 году этот показатель должен вырасти как минимум вдвое, до 44 млн человек.

Минэкономразвития планирует создать вместе с экспертным сообществом глоссарий необходимый для определения основных понятий в автотуризме и его четкой сегментации.

«Минэкономразвития поставило цель — увеличить внутренний турпоток до 140 млн человек к 2030 году. Таких показателей можно достичь за счет развития автотуризма и организации качественного дорожного сервиса для автопутешественников. В составе рабочей группы мы подготовили предложения для скорейшей реализации проекта. Среди них — разработка программы по компенсации затрат частных инвесторов на строительство съездов с трасс и помощь в подключении МФЗ к сетям. Для этого потребуется выделить порядка 13 млрд рублей из федерального бюджета в течение нескольких лет. Эти и ряд других решений позволят раскрыть потенциал российского автотуризма. Это даст импульс для развития экономики регионов и небольших городов и крайне позитивный экономический эффект для всей страны», — отметил руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов.

Генеральный директор «Туризм.РФ» Сергей Суханов рассказал, что корпорация в прошлом году заключила соглашение с госкомпанией «Автодор» о сотрудничестве в области создания туринфраструктуры на территории многофункциональных дорожных комплексов на дорогах федерального значения. 

«Кроме того, совместно с ГК "Автодор" и субъектами Российской Федерации определены 12 пилотных площадок под строительство сети мотелей с общим номерным фондом 600 номеров. Сейчас уже разработаны варианты генплана и базовые показатели проекта, ведётся работа над бизнес-планом и финмоделью. Однако во время этой работы мы столкнулись с рядом ограничений, без снятия которых реализация мотелей затруднена. Существующие механизмы господдержки в рамках нацпроекта "Туризм и индустрия гостеприимства", такие как льготное кредитование и субсидирование строительства обеспечивающей инфраструктуры, прекрасно выполняют свою функцию для крупных и средних комплексных проектов по созданию гостиничной инфраструктуры размером от 120 номеров. В то же время эта мера не применима для небольших отелей до 50 номеров. Необходимо разработать правила предоставления субсидий на создание и подключение к объектам обеспечивающей инфраструктуры для мотелей в рамках МФЗ, а также предлагаем рассмотреть возможность предоставления льготного кредитования для этого типа отелей», — сказал Сергей Суханов.

Участники сессии высказали мнение, что стране нужен единый национальный стандарт размещения объектов дорожной инфраструктуры с учетом современных требований качества услуг. Этот стандарт должен включать и механизмы формирования земельных участков под размещение объектов придорожного сервиса.

По итогам мероприятия Дмитрий Чернышенко поручил создать новые и расширить действующие меры поддержки, систематизировать и довести эту информацию до потенциальных инвесторов. Также Госдуме и Совету Федерации предложено рассмотреть вопрос о законодательном регулировании этого направления и снятии ряда ограничений.