Согласно закону «О рекламе», участники рекламного рынка обязаны с сентября 2022 года маркировать интернет-рекламу и передавать данные о ее размещении в Роскомнадзор. Как ранее отмечали в ведомстве, мониторинг рекламных публикаций в интернете показывает, что пока что не все участники рынка исполняют требования закона. Тогда же в ведомстве призвали получить идентификатор на новый и уже демонстрирующийся рекламный контент.
С 1 сентября за непредоставление в Роскомнадзор данных о рекламе, либо несвоевременное их предоставление, либо предоставление неполной, недостоверной, неактуальной информации действует штраф. Для граждан он составляет от 10 тыс. до 30 тыс. рублей, для должностных лиц — от 30 тыс. до 100 тыс. рублей, для юридических лиц — от 200 тыс. до 500 тыс. рублей. Распространение рекламы без присвоенного ей идентификатора также наказывается штрафами: для граждан они составляют от 30 тыс. до 100 тыс. рублей, для должностных лиц — от 100 тыс. до 200 тыс. рублей, для юридических лиц — от 200 тыс. до 500 тыс. рублей.
Для операторов рекламных данных за нарушение обязанностей также введены штрафы: для должностных лиц предусмотрено наказание от 100 тыс. до 200 тыс. рублей, для юридических лиц — от 300 тыс. до 700 тыс. рублей.
Вся реклама в Сети, кроме рекламы в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, с 1 сентября прошлого года должна помечаться соответствующей надписью. Исключение составляет реклама собственных товаров, которую распространяют по электронной почте или через рассылку сообщений группам пользователей. Вся остальная реклама вместе с пометкой должна также содержать указание на рекламодателя или сайт с информацией о нем.
Для учета, хранения и обработки таких данных был создан Единый реестр интернет-рекламы, в который включаются в том числе сведения о рекламодателях и рекламораспространителях, операторах рекламных систем, а также о рекламных посредниках. Информация поступает в систему не напрямую от самих рекламодателей и распространителей рекламы, а через операторов рекламных данных. К ним относятся «Лаборатория разработки» («Сбер»), «Яндекс оператор рекламных данных» («Яндекс»), «ВК рекламные технологии» (VK), «Озон ОРД» («Озон»), «Медиаскаут» (МТС), «Первый ОРД» («Вымпелком»), «ОРД-А» («Амбердата»).
Знают ли россияне о требованиях к маркировке рекламы
Как показали данные опроса, проведенного коммуникационным агентством Win2Win Communications с помощью сервиса «Яндекс.Взгляд», половина россиян не знает о законодательных нововведениях, связанных с маркировкой интернет-рекламы (50,9%), еще 39% только слышали о них. Лишь 10,1% интересовались изменениями и изучали их в деталях.
Чаще всего пользователи замечают маркировку «реклама» в интернет-СМИ (46,1%), а реже всего — у блогеров (11,3%). Однако на восприятие материалов это практически не влияет — 31,8% пользователей вообще не замечают маркировку, почти половина опрошенных — 46,7% — читают материалы с маркировкой, если тема или продукт интересны. Только 16,5% пользователей принципиально не читают тексты, помеченные как реклама.
То же самое можно сказать и о доверии к площадкам. Лишь для 22,9% опрошенных уровень доверия к источнику падает при появлении рекламных публикаций: 10,5% вообще перестают читать материалы, а еще 12,4% испытывают к площадке меньше доверия, но не уходят с нее. Для 32,5% наличие рекламы ничего не меняет, а еще для 44,6% ничего не меняется, если реклама не становится назойливой.
«Спрос на рекламу у блогеров и в телеграм-каналах стабильно высокий, и, как показывает исследование, главное — доверие к площадке, а маркировка в большинстве своем никак не влияет на восприятие и охват публикацией», — сказала ТАСС генеральный директор коммуникационного агентства Win2Win Communications Екатерина Пикерсгиль.
Опрос был проведен в августе 2023 года, в преддверии вступления в силу поправок в закон «О рекламе». В нем приняли участие более 500 пользователей из разных регионов России.
Кстати, самозанятые с 1 сентября также должны указывать данные о себе при онлайн-рекламе собственных товаров. Соответствующие поправки в закон «О рекламе» уже вступили в силу, уточняет
В числе сведений, которые нужно указывать, — фамилия, имя, отчество, ИНН. Как отмечалось в сопроводительных материалах, это позволит не только регламентировать предоставление рекламных услуг для самозанятых, в особенности в агрегаторах и на маркетплейсах, но и защитить права потребителей на получение необходимой и достоверной информации о продавце.
Раньше на продавцов-самозанятых не распространялась обязанность указывать сведения о себе при продаже собственных товаров на маркетплейсах.
Источник: