Проверки российского бизнеса сократились более чем в четыре раза благодаря реформе контрольно-надзорной деятельности. Снизилась и административная нагрузка на предпринимателей. Как работает новая система, разбираемся в нашем материале.
В 2019 году в стране запустили реформу контрольно-надзорной деятельности (КНД).
Все объекты разделили на шесть категорий риска:
|
|
Чрезвычайно высокий риск |
Не менее одной, но не более двух плановых проверок в год |
Высокий риск |
Плановая проверка раз в два года или один обязательный профилактический визит в год |
Значительный риск |
Периодичность обязательных профилактических визитов определяет Правительство |
Средний риск |
|
Умеренный риск |
|
Низкий риск |
Плановые проверки не проводятся |
Во время профилактического визита инспектор осматривает объект, оценивает соблюдение обязательных требований, при необходимости проводит отбор проб и образцов, выдает предписание об устранении выявленных нарушений. Но не привлекает к административной ответственности. Формат профвизита не предусматривает штрафов и санкций — в этом его главное отличие от проверок.
Газетный киоск отнесут к низкой категории риска, а деревянную школу с печным отоплением — к высокому.
Отметим, что бизнес может оспорить присвоенную категорию риска на «Госуслугах» — knd.gosuslugi.ru.
Одно из важных достижений реформы — внеплановые проверки по индикаторам риска. Как это работает? Для каждого бизнеса существует свой специфический набор внешних признаков нарушения законодательства. Для контроллеров эти признаки и есть индикаторы риска. Если показатели начинают отклоняться от нормы, значит, индикатор риска сработал и стоит выйти на объект.
Если производитель лекарств в два раза чаще, чем в прошлом году, отзывает из обращения серии препаратов, это может говорить о ненадлежащем состоянии производства.
Срабатывание противопожарной сигнализации более трех раз в месяц указывает на то, что она может быть неисправна.
Если продали меховое изделие, данные о котором не внесены в информационную систему мониторинга за оборотом товара.
Не было общего законодательства по КНД, а также единой базы обязательных требований. Показатели эффективности контрольных органов зависели от количества штрафов. На системной основе не проводили профилактику нарушений. Обязательные требования не пересматривали, многие из них были устаревшими. Преобладал бумажный документооборот.
Принят базовый закон КНД. Требования к бизнесу регулярно пересматривают. Главный акцент контролирующие органы делают на профилактике нарушений. Работает система рисков.
Все данные собирают в единой цифровой системе — Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ).
Сократили количество видов контроля более чем в два раза, при этом теперь полномочия полиции и контрольно-надзорных органов не дублируются.
Например, в 2019 году провели 1,5 млн проверок, в 2022-м — 339 тыс. проверок, в 2024 году — около 390 тыс. проверок.
При этом общий уровень безопасности сохранился.
кабинет юрлица на «Госуслугах»: график проверок, информация о визитах контролеров, запись на профилактический визит;
сервис «Досудебного обжалования»: пожаловаться на решения по итогам проверки и понизить категорию риска предприятия;
Единый реестр видов контроля: узнать индикаторы риска по каждому из видов контроля;
Реестр обязательных требований: узнать, какие обязательные требования относятся к вашему виду бизнеса;
мобильное приложение «Инспектор»: позволяет проводить проверки в дистанционном формате.