Для чего нужна электронная подпись?

4 августа 2024
Сотрудник в офисе

Каждый день мы пользуемся электронной подписью, например, когда заходим на «Госуслуги» или делаем покупки онлайн.

Электронная подпись (ЭП) — это удостоверение личности в интернете. С ее помощью вы можете удаленно подписать заявление на отпуск или даже подать документы в вуз.

А для предпринимателей электронная подпись упрощает документооборот: бизнес может заключать контракты через интернет и участвовать в электронных торгах.

Вместе с Роскачеством рассказываем, что такое электронная подпись, как ее сделать и защитить от мошенников.

Что такое электронная подпись


Электронная подпись (ЭП) — это информация в цифровом виде, с ее помощью можно подтвердить личность человека без его присутствия, а также подлинность и неизменность документа, который ею подписывают.

Разные виды ЭП используют при оформлении электронных документов и договоров, в том числе на «Госуслугах» и на портале mos.ru.

Простая электронная подпись


Чаще всего это логин и пароль, подтверждающие, что пользователь авторизовался в системе, либо одноразовые коды в СМС или уведомления по электронной почте.

C помощью простой электронной подписи можно совершать покупки, подтвердить обращение в органы власти, подписать заявку на услугу. Для получения ЭП достаточно зарегистрироваться на «Госуслугах».

Важно! Документ с такой подписью не приравнивается к бумажному.

Усиленная неквалифицированная ЭП


Усиленная неквалифицированная электронная подпись (УНЭП) означает, что документ был подписан определенным человеком и с тех пор не менялся.

Чтобы приравнять УНЭП к подписи, проставленной вручную, стороны, подписывающие документ, должны заключить соглашение, в котором признают ее аналогом собственноручной.

Такая электронная подпись — это две уникальные последовательности символов, связанные между собой: ключ подписи и ключ ее проверки. Для их создания нужны средства криптографической защиты информации.

Как получить УНЭП?


Если у вас есть подтвержденная учётная запись на «Госуслугах» с данными СНИЛС и вы указали в личном кабинете номер телефона, можно оформить УНЭП в приложении «Госключ». Для этого:

  • скачайте приложение;
  • зарегистрируйтесь и примите правила сервиса;
  • оформите сертификат подписи, следуя подсказкам на экране.

Усиленная квалифицированная ЭП


Самый надежный вид электронной подписи. Она подтверждена квалифицированным сертификатом, бумажным или электронным документом, отвечающим требованиям ФСБ.

Такая подпись — аналог собственноручной, поэтому ее можно использовать во всех случаях, когда допускается оформление электронных документов.

Ключи усиленной квалифицированной подписи (УКЭП) могут поместить на сертифицированный USB-носитель, а для их использования может потребоваться специальная программа.

Как получить УКЭП


Получить УКЭП можно в аккредитованном центре и через приложение «Госключ».

В аккредитованный центр для этого нужно предоставить:

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • ИНН;
  • регистрационный номер записи о государственной регистрации физлица в качестве ИП (если есть);
  • документы, подтверждающие право действовать от имени юридического лица (если получаете подпись представителя юрлица).

А для получения ЭП через приложение понадобятся подтвержденный аккаунт на «Госуслугах» и документ, который нужно подписать.

Как проверить электронную подпись


1. Зайдите на сайт уполномоченного федерального органа в сфере использования электронной подписи, если собираетесь проверить УНЭП. Для проверки УКЭП — на «Госуслуги».
2. Загрузите документ, который нужно проверить, и файл с подписью.
3. Дождитесь завершения проверки. Это не займет много времени.

После проверки вы получите информацию о подлинности подписи, статусе, номере и сроке действия сертификата, а также о его владельце.

Как защитить электронную подпись от мошенников?


Чтобы мошенники не смогли воспользоваться вашей ЭП, взять на вас кредит или вывести деньги со счета, стоит:

  • получать ЭП только в аккредитованном центре;
  • никому не передавать подпись;
  • хранить ее в защищённом месте, например, на специальной флешке-носителе;
  • установить надежный ПИН-код на носителе ЭП, регулярно его менять;
  • позаботиться о защите личных документов, данными которых могут завладеть мошенники (например, не хранить их фото на телефоне или в облачных файлах).

4 августа 2024
Вернуться в раздел