Как бизнесу пожаловаться на контрольные органы?

26 декабря 2024
Время чтения: 3 минуты
Девушка с ноутбуком в строгом костюме на форуме
Роман Пименов/ТАСС

Бизнес быстро и эффективно решает спорные вопросы: благодаря сервису «Жалоба на решение контрольных органов» на портале госуслуг предприниматели через личный кабинет могут отправить жалобу на проверяющую организацию или сотрудника.

Обращение рассматривает вышестоящая профильная инстанция. В среднем ответ приходит через 10 рабочих дней.

Введение инструмента досудебного обжалования — важный этап реформы контрольно-надзорной деятельности, благодаря которой сокращается административное давление на бизнес.

Рассказываем, как предприниматели могут сэкономить время и силы благодаря новой системе.

Плюсы нового инструмента

Благодаря инструменту досудебного обжалования бизнес сократил временные издержки на разбирательства в судах. Раньше они могли занимать от месяца до года.

Теперь, чтобы оформить жалобу, достаточно подать заявку через «Госуслуги». Ответ приходит в среднем в течение 10 дней при нормативном сроке в 15 рабочих дней.

А еще бизнесу не приходится тратиться на судебные издержки.

С 2021 года предприниматели стали пользоваться новой системой в 12 раз чаще. Так, в 2024 году бизнес подал около 5 тыс. жалоб на действия контрольно-надзорных органов.

На что можно пожаловаться

  • акт или решение по результатам проверки;

  • предписание об устранении нарушений;

  • решение о проведении контрольных мероприятий;

  • действия или бездействие должностного лица во время проверки.

Как оспорить категорию риска

С 2024 года у бизнеса появилась возможность обжаловать и категорию риска.

Бизнес делится на шесть категорий по уровню риска, который они могут создавать для жизни и здоровья людей: от чрезвычайно высокого (например, производства, где используются высокотоксичные вещества) до низкого (цветочный магазин).

От категории риска зависит частота проверок.

Что нужно для подачи жалобы

Жалобу подают через личный кабинет на «Госуслугах». Для оформления заявки потребуются:

  • учетный номер обжалуемой проверки;

  • материалы, подтверждающие ваши доводы;

  • электронная подпись руководителя организации или его доверенного лица.

Как анализируют обращения

Сервис досудебного обжалования — это фактически форма обратной связи от бизнеса.

Государство анализирует причины жалоб, и данные самых частых обращений Правительство использует для дальнейшего совершенствования сферы контроля.