Льготные коэффициенты утильсбора на автомобили сохранят для массовых машин с мощностью двигателя до 160 л. с. — самых востребованных на рынке. Для них сумма утильсбора будет прежней: 3,4 тыс. рублей — за новый автомобиль, 5,2 тыс. рублей — за машину старше трех лет. Об этом в интервью ТАСС заявил глава Минпромторга России Антон Алиханов.
Корректировка подхода к расчету утильсбора с привязкой к мощности не повлияет на стоимость отечественных автомобилей, в том числе выпускаемых на перезапущенных площадках.
Кроме того, эта мера никак не коснется машин, которые уже эксплуатируют на территории России, и автолюбителей, заплативших утильсбор по прежним правилам.
По словам министра, российский автопром сделал значительный рывок вперед: объемы производства примерно в 1,5 раза больше, чем в 2022 году. И хотя автопром серьезно пострадал от санкций, сейчас он уверенно развивается: только в легковом сегменте в России производят автомобили более 20 брендов. На сборочных линиях — свыше 50 моделей. В приоритете также развитие производства комплектующих.
Главное из интервью Антона Алиханова — в карточках.
ЛьготаПосле корректировки льгота сохранится на машины с мощностью двигателя до 160 л. с. Доля таких автомобилей в автопарке — более 80%.
Пример. В 2024 году россияне ввезли 218,1 тыс. машин с мощностью двигателя свыше 160 л. с. Это всего 11% от общего объема рынка и 16% от всех импортированных легковушек.
Приведет ли новый подход к росту цен?Мера не повлияет на стоимость отечественных автомобилей, в том числе выпускаемых на перезапущенных площадках.
Изменения конечной стоимости затронут лишь некоторые модели, в основном машины, которые ввозят по параллельному импорту. Это те бренды, которые ушли из России.
Фактические цифрыПри индексации утильсбора стоимость машин оставалась на прежнем уровне: по данным Росстата, средняя цена на новый легковой автомобиль иностранной марки за год выросла всего на 1,85% — ниже уровня инфляции.
Подержанные машиныКорректировка никак не затронет автомобили, которые уже эксплуатируются в России. А это основная доля рынка машин с пробегом.
На рынке иномарок в 2024–2025 году модели мощностью до 160 л. с. занимают доминирующую долю — более 80%. Льгота для них продолжит действовать.
Почему машину лучше покупать у дилера?Это позволяет сэкономить за счет официальной гарантии, обслуживания, отлаженных цепочек поставок запчастей.
Ввоз иномарок частникамиВ августе 2025 года 72% иномарок в страну ввезли частные лица.
«Это показатель прямого перехода рынка в серый, нецивилизованный сегмент, в котором участники процесса также пренебрегают уплатой положенных налоговых платежей… Такие машины не обеспечиваются гарантией, обслуживанием, запчастями, что, в свою очередь, уже может навредить безопасности дорожного движения».
На рынке сохранится широкий выборИ среди легковых машин, и в сегменте автомобилей повышенной проходимости, а также семейных автомобилей у покупателей сохранится широкий выбор.
Например, минивэны выпускают АВТОВАЗ, УАЗ, ГАЗ и иностранные бренды, производство которых локализовано в России: Voyah, SWM, Haval, Tenet.
Для многодетных семей«Мы возобновили действие подпрограммы "Семейный автомобиль", которая предполагает 10%-ную скидку на покупку отечественных автомобилей с ДВС (в ДФО действует скидка 25%, а на электромобили и последовательные гибриды для всех категорий заемщиков на территории всей страны — 35%)».