Когда покупаете автомобиль в кредит, вам могут предложить дополнительные платные услуги. Не спешите сразу соглашаться — есть риск переплатить.
И даже если вы уже подписали договор, по закону «О потребительском кредите» у вас есть 30 дней, чтобы отказаться от него. В этом случае деньги вам должны вернуть.
Рассказываем, какие недобросовестные практики автокредитования выявил Банк России.
Договор могут составить так, чтобы обойти закон и не возвращать вам деньги за допуслуги, если вы решите от них отказаться.
Перед подписанием документов проверьте, чтобы в них не было ни одного из этих условий:
при отказе от допуслуги деньги не возвращаются полностью или частично;
услуга считается оказанной с момента её оформления, даже если она длящаяся — то есть предоставляется неоднократно во время действия договора.
Пример
Вам предлагают комплексную услугу за 170 тыс. рублей, в которую входят сервисное обслуживание и книга на флешке. Отказаться вы можете только от сервиса, а книга по закону о защите прав потребителей — невозвратный товар.
В итоге оказывается, что сервисные услуги стоят 9 тыс. рублей, и вам вернут только эту сумму.
Все платные дополнительные услуги обязательно должны быть прописаны в заявлении о выдаче кредита или о предоставлении допуслуг.
В противном случае, если вы захотите от них отказаться, банк заявит, что не имеет к ним отношения. А третьи лица, которые предоставили саму услугу, могут проигнорировать ваше требование вернуть деньги.
Как понять, что именно кредитор участвует в оказании допуслуг:
сумма кредита увеличивается на их стоимость;
платежные поручения об оплате услуг включены в кредитные документы;
оплатить нужно в один день с оформлением кредита.
Вам могут предложить скидку на покупку автомобиля, но только если вы возьмёте его в кредит или согласитесь на платные допуслуги.
При этом если вы потом откажетесь от этих услуг или погасите кредит досрочно, продавец может потребовать вернуть ему сумму скидки.
Еще один вариант — скидку назад не потребуют, но и стоимость допуслуг вам не вернут.
Представитель банка или автосалона может сообщить вам неверную информацию. Например:
нельзя получить кредит без покупки допуслуг;
при отказе от допуслуг скидка отменяется;
невозможно досрочно погасить кредит — только через 2–3 месяца;
машина обойдется дороже, если купить ее за свои деньги, а не в кредит.
Это искажение условий кредитного договора. Поверив, вы рискуете переплатить.
Например, вы плохо разбираетесь в видах страхования. Вам могут предложить консультацию, за которую возьмут 320 тыс. рублей. Хотя обычно плату за такие разъяснения вообще не берут.
Если вы подпишете акт приёма-передачи этой услуги, она будет считаться оказанной, и отказаться уже не получится.
Или вам начнут оформлять дебетовую карту за 10 тыс. рублей — якобы кредит можно взять только на таком условии. На самом деле ее, как правило, можно получить в банке бесплатно.
Внимательно читайте заявление о выдаче кредита или о дополнительных услугах и собственноручно отмечайте только те опции, которые вам нужны.
Если вы оформляете КАСКО одновременно с кредитом, не обязательно соглашаться на услуги страховщика, которого предложил банк — вы можете выбрать его сами.
Если ваше право на отказ от допуслуг и возврат денег нарушают, жалуйтесь в Банк России, Роспотребнадзор, Службу финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, а после можете обратиться в суд.