Автомобиль столичной сборки: как возрождают производство «Москвича»

23 декабря 2022
Время чтения: 6 минут
ТАСС
Цена первой модели возрожденного «Москвича», который можно будет приобрести уже до конца этого года в одном из 11 дилерских центров столицы, стартует от 1 970 000 рублей. Напомним, что в конце ноября на бывшем заводе Renault в Москве началась серийная сборка автомобилей под легендарной отечественной маркой. 

Открыл производственную программу кроссовер «Москвич 3», основой для которого стала китайская модель JAC JS4.
Следующим этапом станет создание собственной универсальной платформы для отечественного электромобиля, старт выпуска которого запланирован на конец 2025 года. Всего же до конца этого года завод планирует выпустить около 600 машин. Объясняем, какими станут новые модели, а также чем примечательно возобновление работ на одном из старейших столичных предприятий.

«Москвич» снова на конвейере! 

Производственная площадка в районе московской станции метро «Текстильщики» была основана 92 года назад, в 1930-м, и за этот период пережила множество преобразований. Изначально предприятие было названо Московским автосборочным заводом имени Коммунистического интернационала молодежи (КИМ). В 30-40-е годы XX века здесь выпускали первый советский малолитражный автомобиль КИМ-10-50 и его модификации — знаменитые «полуторки» ГАЗ-АА и легковые ГАЗ-А.

Все изменилось в 1946 году: производство сконцентрировалось на выпуске «Москвичей». Вплоть до 2002-го названия завода менялись, но суть оставалась неизменной — с конвейеров сходили автомобили знаменитой советской марки.

В 1998 году часть территории и мощностей передали совместному предприятию Правительства Москвы и компании Renault, начав выпускать там машины французской марки. В 2001-м сборку «Москвичей» прекратили, полностью переведя производство на модели Renault, а через 13 лет французы выкупили долю московских властей и организовали компанию «Рено Россия».

Однако в 2022 году все изменилось. После начала Специальной военной операции французский концерн принял решение покинуть российский рынок. В мае Правительство Москвы получило все акции «Рено Россия» и приняло решение возродить в Текстильщиках выпуск «Москвичей», только уже в новом, современном воплощении.

«Не прошло и шести месяцев, как мы запускаем завод, который в свое время компания Renault оставила и ушла с российской площадки. Наверное, многие думали, что на этом российский автопром закончится. Но на самом деле это стало еще одним стимулом к  возрождению производства. Москва сегодня начинает выпуск новой модели под старым брендом «Москвич». Это, конечно, историческое событие», — отметил столичный мэр Сергей Собянин на церемонии запуска серийной сборки в Москве.

С производственной кооперацией помогли в Минпромторге России: основным технологическим партнером предприятия стал «КАМАЗ», что не только позволило быстро наладить производство, но гарантирует продукции завода «Москвич» более привлекательные цены. Кроме того, совместно с партнерами разработана стратегия развития столичного предприятия на шесть лет.

На церемонии запуска производства вице-премьер, министр торговли и промышленности РФ Денис Мантуров отметил, что в ближайшее время «КАМАЗ» должен внести предложение по расширению имеющегося СПИК — специального инвестиционного контракта. В частности, в него войдут технологические условия, модельный ряд, который будет выпускаться на столичной площадке. «Это даст преференции "Москвичу", чтобы участвовать в программе поддержки спроса, которую государство будет продолжать в последующие годы, как минимум в 2023-м», — заявил он.

«Москвич 3»: цена и характеристики

Первой моделью, которую начали собирать на бывшем заводе Renault, стал кроссовер «Москвич 3». С конвейера уже сошли более 160 автомобилей, а до конца года число готовых машин планируется довести до 600. Кроме того, к началу 2023 года на предприятии должна начаться сборка электромобилей «Москвич 3е». Всего же в 2025 году на площадке хотят достичь цифры в 120 тыс. готовых автомобилей, включая 25 тыс. электрокаров. По заявлениям руководства завода, купить «Москвич 3» можно будет уже до конца этого года. Карту дилерских центров, в которых это можно будет сделать, завод опубликовал в своем Telegram-канале.

Первенец возрожденного завода — это современный городской кроссовер с турбированным 150-сильным двигателем объемом 1,5 л, который сочетается как с механической 6-ступенчатой коробкой передач, так и с вариатором. Его кузов на 70% выполнен из высокопрочной стали.

Что же касается следующей новинки — электромобиля «Москвич 3е», то 17 декабря его уже испытали генеральный директор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов и глава Татарстана Рустам Минниханов. Это произошло на полигоне научно-технического центра «КАМАЗ».

Эксперты автомобильной отрасли в целом положительно оценивают возобновление выпуска отечественной продукции на легендарном столичном заводе. «Производство на "Москвиче" — очень ответственный и нужный шаг для всех причастных. А в нынешней мировой обстановке его значение сложно переоценить. В первую очередь это, конечно, экономическая составляющая и рабочие места. Также не следует забывать, что АО "Московский автомобильный завод «Москвич»" — старейшее предприятие, многие жители столицы положительно оценят возобновление его работы», — отметил руководитель портала об электротранспорте «На Токе» Кирилл Вершинин.

Кроме того, это создаст конкуренцию на рынке электромобилей, а значит, появится еще один фактор, который в дальнейшем будет сдерживать рост цен на них. На это в беседе с нашим порталом обратил внимание руководитель международного движения взаимопомощи на дорогах «Джип Алерт», президент благотворительного фонда «Автоволонтеры» Илья Голиневич.

«Тот факт, что производство находится в столице, несомненно, увеличит интерес конечного покупателя к этой продукции. Например, на улицах Тольятти доля автомобилей, произведенных на "АвтоВАЗе", выше, чем в других городах России», — объяснил он.

Отечественное качество

По словам Голиневича, спрос будет расти, если появится достаточно отзывов от эксплуатации этой марки и владельцы не будут стесняться их писать.

Кирилл Вершинин, в свою очередь, отметил, что возобновление производства на «Москвиче» в совокупности с продукцией Липецкого бренда Evolute может стать хорошим стартом для нового этапа развития отечественного автомобильного производства. Несмотря на то, что на начальном этапе за основу взяты китайские модели, при выполнении озвученных планов мы сможем перейти на отечественные комплектующие и достичь серьезного уровня локализации.

«Моя оценка модели "Москвич 3" в целом положительная. Неплохой выбор для начала процесса производства. Конечно, сильно прослеживаются китайские корни, но это ожидаемо — все же крупноузловая сборка. В целом, судя по озвученным данным, это будет конкурентоспособная модель. Ведь азиатское "происхождение" уже не так пугает потребителя. К тому же известное название определенно станет дополнительным преимуществом при продажах», — поделился своим мнением руководитель портала об электротранспорте «На Токе».

Эксперт не сомневается, что надежность и безопасность модели будут на должном уровне. Рост числа покупателей же, в свою очередь, обеспечит приемлемая цена на машины, обеспеченная, в том числе господдержкой спроса на автомобили отечественного производства.

«Думаю, водители средней и старшей возрастной категории будут активнее покупать новый автомобиль. Это люди, которые опасаются приобретать чисто китайские модели, но вполне могут приобрести "Москвич", доверяя отечественному производству. Со временем и углублением локализации спрос будет увеличиваться», — заключил Вершинин.