Большая перемена: что изменится в школах с нового учебного года

1 июля 2025
Время чтения: 9 минут
Александр Кряжев/РИА Новости

Контроль за объемом домашних заданий, возвращение оценок за поведение и увеличение числа уроков истории — лишь часть нововведений, которые ожидают школьников, их родителей и учителей с 1 сентября. Рассказываем, что изменится в общеобразовательных учреждениях в предстоящем учебном году.

Синхронизация учебных процессов

С сентября 2025 года в России внедряются единые стандарты по изучению школьных предметов. Благодаря введению поурочного планирования педагоги в своей работе смогут ориентироваться на готовые программы, регламентирующие содержание и объем занятий для каждого класса. К тому же теперь число контрольных и проверочных работ, включая всероссийские (ВПР), не должно превышать 10% от общего количества уроков по предмету.

К примеру, для изучения русского языка в 5-м классе предусмотрено 170 уроков (по пять часов в неделю). При этом не более 17 из них должно быть отведено под контрольные и проверочные работы.

«Учитель будет полностью вооружен соответствующими программами. И фактически вводятся единые требования по изучению в том или ином классе того или иного предмета, тех или иных тем и сколько часов отводится», — пояснил министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

Нововведение унифицирует учебный процесс и синхронизирует его с основным и единым государственными экзаменами: по каждому учебному предмету указан перечень задач, проверяемых на ОГЭ и ЕГЭ.

Как пояснили в Минпросвещения РФ, школы могут адаптировать учебную программу по предметам по своему усмотрению, но в рамках утвержденных федеральных требований. Подобная унификация среди прочего позволит ученикам, переходя из одного заведения в другое, сразу вливаться в учебный процесс.

«Ключевая задача единого расписания — соответствие СанПиН, минимизация перегрузки, учет биоритмов школьников и равномерное распределение учебной нагрузки в течение недели. Это важный шаг к здоровью, успешному обучению и гармоничному развитию наших детей», — говорится в сообщении министерства.

Также вводятся четкие критерии для оценки успешности освоения учебных программ. Это позволит объединить процедуры проверки знаний на федеральном и региональном уровнях.

RIA_8580926.HR.jpg

Сергей Пятаков/РИА Новости

Контроль за нагрузкой

С нового учебного года определяются нормы по суммарному количеству домашних заданий и для учащихся начальных классов:

  • первоклассники должны тратить на их выполнение не более одного часа;

  • второклассники и третьеклассники — не больше полутора часов;

  • четвероклассники — максимум два часа.

Контролировать соблюдение норм поручено администрациям образовательных учреждений.

При этом учителя, выдавая домашние задания на следующий урок, должны предоставлять ученикам достаточное количество времени для выполнения объемных задач, таких как рефераты, доклады или заучивание стихов.

«В сфере образования ведется системная работа по созданию безопасных условий пребывания детей в образовательных организациях», — отметил заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко.

Приоритетное направление

В новом учебном году у школьников увеличится число уроков истории. Раньше в 5–8-х классах на этот предмет в общей сложности на четыре года отводилось 340 часов: по два урока в неделю.

Теперь общее число часов для изучения истории будет доведено до 476 — по три в неделю. Увеличение произойдет за счет появления в 5–7-х классах модуля «История нашего края».

Как увеличится изучение истории в школах:

5-й класс:

  • 68 часов — всеобщая история;

  • 34 часа — история края.

6-й класс:

  • 28 часов — всеобщая история;

  • 57 часов — история России;

  • 17 часов — история края.

7-й класс:

  • 28 часов — всеобщая история;

  • 57 часов — история России;

  • 17 часов — история края.

При этом с 1 сентября 2026 года в 8-9-х классах также увеличится число часов по изучению этого предмета.

8-й класс:

  • 34 часа — всеобщая история;

  • 68 часов — история России.

9-й класс:

  • 23 часа — всеобщая история;

  • 45 часов — история России.

RIA_8323145.HR.jpg
Константин Михальчевский/РИА Новости

Концептуальный подход

Изучение истории будет происходить по обновленной единой линейке учебников. Его авторами выступили помощник Президента, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский, ректор МГИМО Анатолий Торкунов, научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.

«Было подготовлено 16 томов учебников, из них 13 томов для школы с 5-го по 11-й класс и 3 тома учебников для среднего профессионального образования. Прежде всего, я хочу сказать, что, конечно, мы работали на имеющейся базе, но много написано заново, много текстов доработано. Самое главное — предложен совершенно иной концептуальный подход. Новый учебник — открытый, современный. Он интегрирует отечественную историю во всеобщую. Мы бы хотели, чтобы учебник читался легко, чтобы родителям было интересно изучать его вместе с детьми», — пояснил Владимир Мединский.

 Новые учебники по истории для 5–9-х классов готовы Читайте по теме Новые учебники по истории для 5–9-х классов готовы 30 марта 2024

Он подчеркнул, что рост числа уроков истории удовлетворяет потребностям школ и не сокращает часы, отведенные на естественные науки (биология, химия, физика, география).

Тонкая работа

С увеличением времени на уроки истории сократится изучение обществознания. Ранее в программе для 6-9-х классов на изучение этого предмета всего отводилось 136 часов. С нового учебного года он исчезнет из расписания 6-7-х классов, оставшись лишь для учеников 8-11-х классов.

А с 1 сентября 2026 года обществознание будут изучать только в 9-11-х классах. Для этого создадут новые единые учебники, работа над которыми продолжается. В Минпросвещения РФ обещают, что в обновленном курсе «будет более практико-ориентированная подача материала».

«Очень важным вопросом является вопрос работы над учебниками по обществознанию. Здесь тоже большая, может быть, даже более сложная работа, она более тонкая», — подчеркивал Президент РФ Владимир Путин.

Как в советское время

В предстоящем учебном году также стартует пилотный проект по оценке поведения школьников.

Программа заработает в семи регионах России — Новгородской, Ярославской, Тульской, Ленинградской областях, в ЛНР, Чечне и Мордовии. В них были отобраны 84 школы, где станут выставлять оценки за поведение учащимся с 1-го по 8-й класс. Делать это будут классные руководители с учетом мнения коллег и администрации образовательной организации.

Старшеклассников решили не подключать к эксперименту, чтобы не создавать лишнего стресса перед экзаменами.

На выбор руководству образовательных учреждений предоставлено три варианта систем оценивания:

  • пятибалльная («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «совсем неудовлетворительно»);

  • зачетная («зачет»/«незачет»);

  • трехбалльная («образцовое», «допустимое», «недопустимое»).

«Главной задачей оценок поведения, практика выставления которых положительно зарекомендовала себя в советское время, служит укрепление сознательной дисциплины обучающихся, а главным критерием — выполнение своих основных обязанностей, таких как старательное обучение, прилежное поведение, активное участие в общественной жизни школы и общественно полезном труде», — отмечают в Минпросвещения РФ.

Оценки за поведение во всех школах России планируется ввести с 1 января 2026 года.

 В Минпросвещения представили три варианта оценивания поведения в школах Читайте по теме В Минпросвещения представили три варианта оценивания поведения в школах 21 мая 2025

RIA_8506983.HR.jpg
Александр Кряжев/РИА Новости

Учительский вопрос

В Минпросвещения также считают, что введение единого расписания в школах позволит точнее отслеживать нагрузку на педагогов: сколько уроков и для какого количества учеников проведено.

Согласно Трудовому кодексу РФ, школьный учитель должен работать не более 36 часов в неделю. При этом значительная часть рабочего времени педагогов уходит:

  • на проверку домашних заданий и подготовку к урокам;

  • на воспитательную работу со школьниками;

  • на общение с родителями учеников;

  • на участие в педсоветах.

«Средняя нагрузка по нашим расчетам должна составлять не более 1,4 ставки», — отметил глава Минпросвещения Сергей Кравцов.

Иными словами, из 36 рабочих часов 25 преподаватель должен посвящать непосредственно занятиям, а оставшиеся 11 — подготовке к ним. При этом глава профильного министерства обратил внимание на необходимость повышения зарплат учителей с учетом их высокой нагрузки.

В этом контексте отметим, что с 1 сентября в трех регионах России — в Удмуртии, Владимирской и Сахалинской областях — начнется апробация новой системы оплаты труда педагогов. Согласно ей, 70% зарплаты составит базовая часть, а 30% — стимулирующие выплаты, которые могут устанавливаться школой.

По данным Росстата за январь-июнь 2024 года, среднемесячная заработная плата школьных педагогов составляла 71,4 тыс. рублей.

Повышение квалификации

Также с начала учебного года школьные учителя и воспитатели детских садов смогут проходить курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки только в государственных или муниципальных образовательных организациях.

Получать дополнительное профобразование можно будет:

  • в муниципальных и государственных образовательных учреждениях и организациях, учредителем которых выступает РФ, ее муниципальные образования или субъекты;

  • организациях, которые осуществляют образовательную деятельность на территории «Сириус» или инновационного центра «Сколково»;

  • общероссийских спортивных федерациях — для программ дополнительного профессионального образования (ДПО) в области спорта.

При этом педагоги могут пройти дополнительное профессиональное обучение по направлению работодателя. Однако это должны быть исключительно профильные программы повышения профессионального уровня или курсы переподготовки для получения новой квалификации в сфере педагогики.