БАМ празднует день рождения. 50 лет назад, 8 июля 1974 года, ЦК КПСС и Совет министров СССР подписали постановление о строительстве Байкало-Амурской магистрали.
И сейчас её развитие выходит на новый уровень. Правительство утвердило третий этап модернизации Восточного полигона — проекта по развитию железнодорожной инфраструктуры, в который БАМ входит наряду с Транссибом. Задача — избавиться от «узких мест» на железных дорогах Забайкалья, Сибири и Дальнего Востока, чтобы увеличить грузоперевозки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Объясняем, зачем нужен БАМ сегодня и как он расширяет экспортные и транзитные возможности России.
От Дальнего Востока к Ближнему
БАМ — одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире, она пересекает три часовых пояса и шесть российских регионов. Дорога длиной почти 4,3 тыс. км. проходит по Иркутской области, Забайкальскому краю, Амурской области, Бурятии, Якутии, Хабаровскому краю от Тайшета до Советской Гавани. На пути — 11 крупных рек и 7 горных хребтов, территории с высокой сейсмической активностью, преимущественно в районах вечной мерзлоты, летом — заболоченные. И все эти препятствия преодолели рельсы и шпалы.
Магистраль обеспечивает выход к Тихому океану. С Транссибом ее соединяют три «перемычки»: Тында — Бамовская, Новый Ургал — Известковая и Комсомольск-на-Амуре — Волочаевка.
«БАМ, как и Транссиб, является основой логистических маршрутов Сибири и Дальнего Востока, — отмечает доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Екатерина Новикова. — Более того, после переориентации российской экономики на Восток модернизация и развитие БАМа стали одним из ключевых проектов торгового взаимодействия России и Китая, а также других стран азиатского региона». Работы идут по нацпроекту «Модернизация транспортной инфраструктуры».
В чем ещё заключается особая роль БАМа в экономике нашей страны?
«Во-первых, БАМ необходим для освоения богатейших природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока, многие из которых расположены вокруг магистрали. Во-вторых — для снижения нагрузки на Транссиб, увеличения экспортных перевозок к восточным портам», — подчеркивает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
По мнению Дмитрия Баранова, увеличение пропускных и провозных способностей Восточного полигона позволит перевозить больше грузов в порты страны, в том числе увеличить торговлю с Индией, другими странами Азии, а также с Латинской Америкой.
За последние 12 лет провозная способность магистрали выросла в три раза и сегодня составляет почти 42 млн тонн. «БАМ продолжает наращивать пропускной потенциал перевозимых по железной дороге грузов, — поясняет Екатерина Новикова. — Весь проект (третий этап модернизации всего Восточного полигона) должен быть завершен к 2032 году с увеличением провозной способности до 270 млн тонн в год. Уже к следующему 2025 году показатель может достичь 180 млн тонн».
В рамках третьего этапа модернизации Восточного полигона на БАМе проложат сплошные вторые пути, введут в строй более 300 инфраструктурных объектов, включая дублеры Северомуйского, Кузнецовского и Кодарского тоннелей, мост через Амур.
«Дорога двухпутная не на всей протяженности: это создает сложности для организации движения поездов, — объясняет директор Центра экономики транспорта ИЭТиТП НИУ ВШЭ Татьяна Кулакова. — Поэтому будут проложены вторые пути или двухпутные вставки на участках от Лена-Восточной до Таксимо и далее до станции Комсомольск-Сортировочный. Вторые тоннели позволят поездам двигаться в разных направлениях одновременно».
Михаил Синицын/ТАСС
Дорога к дивидендам
БАМ приносит России большую прибыль — как прямую, так и косвенную.
«На инвестиционной стадии основная выгода от БАМа связана с расширением производства отраслей, чья продукция необходима для реализации проекта, — уточняет Татьяна Кулакова. — Инвестиционный мультипликатор составляет от 1,5 до 2, то есть один рубль, вложенный в строительство железной дороги, вызывает рост выпуска в сопутствующих отраслях в размере от полутора до двух рублей».
На эксплуатационной стадии, по оценке эксперта, следует отметить поступление дополнительных средств в бюджеты разных уровней, укрепление торговых связей с дружественными странами, рост грузовых потоков, создание новых рабочих мест.
Для прилегающих к магистрали территорий успех БАМа — драйвер собственного роста. Вокруг артерии активно развивается экспортно-ориентированная добывающая промышленность, подчеркивает Татьяна Кулакова. По ее словам, Комсомольск-на-Амуре специализируется на машиностроении и металлургии, Советская Гавань и Ванино — на транспортно-логистической деятельности, Братск — на гидроэнергетике, алюминиевой, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. В Тайшете также развивается алюминиевая промышленность. В Усть-Куте важную роль играет добыча нефти и газа. В Амурской области хорошо развита золотодобыча. А в Иркутской области — лесозаготовка и лесопереработка.
Когда «проект БАМ» можно будет признать завершенным?
«Окончание этого процесса возможно только в том случае, если потребности грузоотправителей совпадут с возможностями инфраструктуры, — полагает Татьяна Кулакова. — Пока потребности превышают возможности. По оценкам паритет будет достигнут к 2035 году, но оценки могут меняться в зависимости от спроса. Сами перевозки должны быть рентабельными для грузоотправителей, на что сильно влияет мировая цена товаров, тарифы на услуги перевалки грузов в морских портах и другие факторы».
Гигантизм сродни магниту
27 апреля 1974 года БАМ объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой и отправили туда первый молодежный отряд — более 600 человек. Страну охватил энтузиазм — конкурс в отряды бамовцев-первопроходцев составлял по пять-шесть человек на место. Трудовая мобилизация шла в основном через комсомольские путевки. И сегодня, как в советские времена, «стройка века» интригует молодежь своим размахом.
«Многих привлекает возможность быть причастным к масштабным проектам, познакомиться с новыми людьми, побывать в уникальных уголках нашей страны, насладиться природными красотами Сибири, увидеть Байкал, познакомиться с местными культурными традициями, — поясняет начальник Управления по молодежной политике МГУТУ им. К.Г. Разумовского Екатерина Балуева. — Карьерные возможности тоже мотивируют студентов, желающих заработать и получить новую строку в резюме».
Бывшие советские «стройотрядовцы» с легким сердцем отправляют на БАМ своих внуков. В этом году на легендарную стройку планируют поехать более 3 тыс. студентов — благодаря меморандуму о сотрудничестве, подписанному в 2022 году между РЖД и Молодежной общероссийской общественной организацией «Российские Студенческие Отряды» при реализации Всероссийского трудового студенческого проекта «БАМ 2.0».
Время идет — традиция живет.
Портал национальныепроекты.рф в честь полувекового юбилея БАМа рассказывает, как создавался важнейший железнодорожный маршрут страны.
