Дорожная арифметика: из чего складываются тарифы на платных автомагистралях и как развивается дорожная инфраструктура

29 декабря 2023
Время чтения: 8 минут
Максим Богодвид/РИА Новости

Открытая в декабре Президентом России Владимиром Путиным трасса М-12 «Восток» от Москвы до Казани вывела отечественную дорожную отрасль на принципиально новый уровень. Объясняем, почему эта автомагистраль признана лучшим инфраструктурным проектом России, как формируются тарифы на платных дорогах и куда можно будет добраться по новым шоссе в ближайшем будущем.

Автомагистраль с удобствами


Новая скоростная современная магистраль сразу повысила транспортную доступность регионов, что в том числе простимулирует внутренний туризм и облегчит экономическое сотрудничество между областями и республиками нашей страны. Благодаря М-12 «Восток» теперь доехать на машине от Москвы до Казани можно намного быстрее и комфортнее: время в пути сократилось почти вдвое — с 12 до 6,5 часа. Кроме того, по новой дороге путь из столицы во Владимир составит всего 1 час 40 минут, а в Нижний Новгород — 3,5 часа. Максимальная скорость движения по трассе — 110 км/ч.

Платная автомагистраль была построена в рекордные сроки — за три года — и открыта на семь месяцев раньше запланированной даты. Она отвечает всем современным стандартам и потребностям автомобилистов. Дорога, связывающая пять регионов России (Московскую, Владимирскую, Нижегородскую области, республики Чувашию и Татарстан), объединит их и в туристическом, и в социально-экономическом плане.

Уже сейчас трассой ежесуточно пользуются около 370 тыс. автомобилистов, а в будущем этот показатель вырастет. И М-12 готова к такому потоку, ее неспроста считают самой продуманной и современной в России.

Дело в том, что эта трасса, в отличие от других платных федеральных дорог (например, М-4 «Дон»), создавалась с нуля. «Дорога М-12 строилась без светофоров, пересечений в одном уровне, с разделением транспортных потоков. Вдоль дорожного полотна прокладывались линии оптической связи. Это обеспечило работу автоматизированной системы управления движением и безбарьерной системы взимания платы "Свободный поток" на протяжении всех 810 км от Москвы до Казани», — рассказали нашему порталу в пресс-службе компании «Автодор», регулирующей развитие платных трасс в России.

«Свободный поток» позволяет автомобилистам не останавливаться перед шлагбаумами и рамками на протяжении всей поездки по М-12. Такая бесконтактная система оплаты подразумевает списание суммы по номерным знакам машины без снижения ее скорости. Датчики и камеры, установленные на протяжении всей трассы, фиксируют конкретный автомобиль, и затем деньги списываются со специального автоматического устройства — транспондера.

Проезд можно оплатить также через сайт ООО «Автодор — платные дороги», «Сбербанк Онлайн», с помощью SMS-сообщения или в мобильном приложении «Автодор». В этих случаях автомобилисту необходимо внести нужную сумму в течение пяти дней после поездки. Автомагистраль М-12 «Восток» стала второй трассой в России с внедренным «Свободным потоком». До ее открытия эта система работала только на Центральной кольцевой автомобильной дороге А-113 (ЦКАД).

На новой автомагистрали есть все, что предусмотрено для платных дорог: инженерные сооружения (барьеры, перегородки), освещение на протяжении всей трассы, развязки разных уровней, шумозащитные экраны, зверопроходки. Потоки разделены так, что у машин нет возможности выскочить на встречку. На М-12 шесть полос движения (по три в каждую сторону) от пересечения с Московским скоростным диаметром до транспортной развязки с автомобильной дорогой А-108 Московское большое кольцо и четыре полосы (по две в каждом направлении) проложили до транспортной развязки с автомобильной дорогой Сорочьи Горы — Шали в Республике Татарстан.

Другое обязательное условие для платных автомагистралей — наличие Службы аварийных комиссаров. Она работает круглосуточно и помогает бесплатно и быстро, прибывая на место в течение 15 минут. Эта услуга доступна на всех платных дорогах государственной компании «Автодор».

Однако на автомагистрали от Москвы до Казани соблюдены не только базовые требования, без которых платная дорога не может функционировать. На ней также расположены дополнительные объекты транспортной инфраструктуры. Уже сейчас 32 многофункциональные зоны распределены на протяжении всей трассы равномерно — через каждые 55–65 км, а позже их станет еще больше. АЗС, парковки, объекты общественного питания, магазины с продуктами и товарами в дорогу, различные бытовые сервисы, аптеки, туристические информационные центры, зоны с детскими игровыми площадками, места для отдыха со скамейками и столами, отдельные площадки для выгула животных, санитарные зоны с душевыми. Все это поможет путешественникам с максимальным комфортом преодолевать сотни километров.

RIA_8586358.HR.jpg

Недорого, надежно и практично


Любой пассажир может добраться до пункта назначения на поезде или самолете. Другой вариант — доехать на машине. Сейчас он не менее популярен среди россиян. Доступность этого вида транспорта зависит от тарифов на платных автомагистралях. Они определяют цену проезда по таким дорогам.

«Тарифы рассчитываются по формуле, учитывающей все затраты строителей. Конечная стоимость проезда должна за какое-то время компенсировать расходы на прокладку трассы. Также должны оставаться деньги на ее содержание. На сумму платежа влияют и перенос коммуникаций, и платежеспособность населения, и, конечно, выкуп земли. Например, строительство дороги в Подмосковье обойдется гораздо дороже, чем в Чувашии», — поделился с «объясняем.рф» шеф-редактор «Радио Автодор» Игорь Моржаретто.

«Кроме того, обязательно учитывается спрос. Он значительно выше среди жителей крупных городов. Из-за всех этих факторов тарифы на разных участках одной платной автомагистрали отличаются друг от друга. Если говорить о мегаполисах, то там дорога дороже, чем в отдаленных населенных пунктах», — отметил эксперт.

По его словам, платные трассы используются в первую очередь для транзитного транспорта. Ездить по ним каждый день, например на работу, — слишком дорогое удовольствие. Однако коммерческие перевозки или туристические поездки все-таки рациональнее совершать по этим дорогам.

В пресс-службе «Автодора» объяснили, что платные дороги зачастую дешевле других способов передвижения: «Семье из трех человек проезд по основным направлениям (Москва — Санкт-Петербург, Москва — Казань, Москва — Юг) на автомобиле более выгоден. Так, путь от Москвы до Казани и обратно с учетом затрат на дорогу, топливо и питание обойдется в 22 тыс. рублей, в то время как поездка в купе поезда будет стоить 28 тыс. (на 27% дороже), а на самолете — 32 тыс. рублей (на 45% дороже)».

Грузовым автомобилям также выгодно пользоваться платными автомагистралями. На этих дорогах фуры освобождаются от выплат по системе «Платон» (суммы за использование федеральных трасс крупногабаритным автотранспортом с тяжелыми грузами).

Сэкономить пассажирам платных трасс помогают транспондеры от компании «Автодор». Эти устройства позволяют проезжать весь путь без остановок. Деньги списываются с них бесконтактно, когда скорость машины снижается до 30 км/ч при приближении к пунктам взимания платы.

«Держатели транспондеров могут получить скидки до 15% в рамках программы лояльности за баллы, начисляемые за поездки по платным участкам государственной компании. Таким образом, проезд от Москвы до Казани с максимальной скидкой обойдется в 3809 рублей для легковых и 8437 рублей для грузовых машин», — рассказали в компании «Автодор». Если же ехать без транспондера, стоимость поездки составит 4998 рублей для легковых и 10 710 рублей для грузовых автомобилей.

Другими словами, платные автомагистрали в России — серьезный конкурент остальным видам транспорта, хороший вариант для дальних поездок по ценовым соображениям.

Дороги, которые мы выбираем


Сеть платных дорог в России расширяется. Вместе с тем у автомобилистов всегда есть возможность добраться в нужный пункт без оплаты, пусть и несколько дольше. По закону у платных автомагистралей обязательно должны быть бесплатные дублеры.

Строительству и ремонту бесплатных дорог в нашей стране уделяется особое внимание. Средства на их содержание идут в том числе из тарифных сумм за платные автомагистрали. «Деньги за поездки по платным трассам необходимы еще и для того, чтобы поддерживать в нормальном состоянии альтернативные дороги», — подчеркнул Игорь Моржаретто.

Только в декабре 2023-го на строительство и ремонт автодорог разного значения — местных, региональных, федеральных — Правительство дополнительно выделило более 12,5 млрд рублей. Это позволит улучшить качество многих трасс, мостов, развязок, существенно повысит безопасность и комфорт передвижения по ним.

В 2024 году намечено запустить движение по обходу Твери (километр 149-й — километр 208-й) на автомобильной дороге М-11 «Нева», благодаря чему вся трасса от Санкт-Петербурга до Москвы станет скоростной. Также откроется участок автодороги М-4 «Дон» (километр 741-й — километр 933-й). Кроме того, начнется строительство скоростной автомагистрали в Краснодарском крае от Джубги до Сочи.

Трасса М-12 «Восток» будет продлена в 2024 году до Екатеринбурга, а затем до Тюмени. Ожидается, что работы завершатся в канун 2025-го. Скорее всего, участок автомагистрали М-12 от Екатеринбурга до Тюмени будет бесплатным. Дело в том, что между этими городами не прокладывают новую дорогу, а модернизируют уже существующую. Но этот участок трассы также станет скоростным. Так что добираться до разных уголков страны на автомобиле станет гораздо удобнее.