Беспилотные летательные аппараты все увереннее входят в повседневную жизнь: они помогают следить за паводками и лесными пожарами, находить незаконные постройки и доставлять грузы в труднодоступные районы. Теперь у беспилотников в России появился свой «этаж» в небе: с 1 августа для них официально выделили отдельное пространство. Это сделано, чтобы полеты дронов были безопасными и не мешали другим участникам воздушного движения. Объясняем, как и где в России можно запускать гражданские беспилотники.
Новый класс
Появление в России отдельного класса воздушного пространства специально для беспилотных воздушных судов — важный шаг для развития отрасли. С инициативой о появлении коридора для полетов беспилотных авиационных систем (БАС) в низковысотном пространстве выступил Президент России Владимир Путин на совещании по развитию БАС 28 января 2025 года.
«И доступ к таким воздушным эшелонам для отдельных типов дронов, и требования к технической эксплуатации таких устройств нужно максимально упростить. Отмечу, что ряд стран уже сделали подобные шаги, что способствовало их качественному прорыву в развитии беспилотной авиации», — подчеркнул глава государства.
С тех пор Министерство транспорта РФ и Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) работали над созданием нормативно-правовой базы. А 31 июля постановление о введении класса H («эйч») подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Изменения в Федеральные правила использования воздушного пространства России вступили в силу с 1 августа.
Отдельный эшелон
До этого дня в стране существовало только три класса воздушного пространства:
-
A — используется для полетов на высоте от 8100 м. Он предназначен для дальнемагистральных лайнеров и других гражданских самолетов.
-
С — охватывает высоты до 8100 м. В него входят грузовые и легкомоторные самолеты.
-
G — предназначен для полетов на высоте от 350 до 4500 м. В этом диапазоне могут летать сверхлегкие самолеты, гражданские вертолеты, дельталеты и беспилотники.
Как отмечали в кабмине, введение четвертой категории открывает новые возможности для развития гражданской беспилотной авиации, а также повысит безопасность полетов.
Класс Н — это специальная зона для полетов дронов от поверхности земли или воды до 150 м. В ней действуют упрощенные правила: если ваш беспилотник весит до 30 кг и вы держите его в поле зрения, вам не нужно заранее согласовывать полет. Максимальная скорость БАС при этом не должна превышать 450 км/ч.
Новый класс воздушного пространства не действует в приграничных зонах и за пределами России.
«Чтобы полноценно воспользоваться преимуществами нового класса воздушного пространства, необходимо поставить это беспилотное воздушное судно на учет», — подчеркнул замруководителя Росавиации Андрей Потемкин.
Зарегистрировать беспилотник можно через:
-
сервис «Госуслуги»;
-
портал учета воздушных судов;
-
заявление по почте в Росавиацию.
Для личных целей
Владельцы БАС уже могут воспользоваться классом H в личных целях, например для аэросъемки мероприятий или создания видеоролика. Но прежде нужно узнать, где и какие действуют ограничения. Для этого следует воспользоваться цифровой платформой «Система представления планов полетов по сети Интернет» (СППИ).
«Необходимо обратиться к цифровой платформе СППИ, указать на карте место взлета, маршрут полета, место посадки. И она подскажет, требуется для этого получение каких-либо дополнительных разрешений или не требуется. Если полет выполняется на удалении от аэродромов и посадочных площадок, которые используются пилотируемой авиацией, в большинстве случаев дополнительных разрешений не требуется», — разъяснил Андрей Потемкин.
В то же время продолжается разработка нормативов по коммерческому использованию беспилотников в классе воздушного пространства H.
«Для большинства бизнес-применений, для которых ориентированы маршруты полета беспилотных воздушных судов, нам нужно собрать предложения от заинтересованных пользователей, соответствующих ассоциаций, заказчиков выполнения работ. После этого мы установим и опубликуем в документах аэронавигационной информации маршруты полета для беспилотных воздушных судов, и ими можно будет пользоваться на регулярной основе», — пояснил замруководителя Росавиации.
FPV-регулирование
В Росавиации также разъяснили правила использования в новой категории воздушного пространства FPV-дронов, управляемых через очки с видом от первого лица.
«Необходимо поддерживать бесприборный визуальный контроль беспилотного воздушного судна на протяжении всего полета. Тогда класс H до 150 м будет доступен», — указал представитель Росавиации.
При управлении FPV-дронами без визуального контроля над аппаратом необходимо вводить местный или временный режим. Первый из них предусматривает действие на определенной территории, второй — в течение конкретного периода.
Важно, что с 1 сентября 2025 года инструкция по введению этих режимов изменится. Заявку можно будет подавать за один день до полета, а не за шесть, как сейчас.
Маршрутный лист
В соответствии с новыми Федеральными правилами использования воздушного пространства России маршруты для беспилотных летательных аппаратов могут быть проложены как в классе Н, так и в классе G. Однако их ширина не должна превышать 4 км.
Самолетам, вертолетам и другим пилотируемым воздушным судам, летающим по правилам визуальных полетов, разрешается пересекать предназначенные для дронов маршруты.
Данные о путях следования беспилотников и условия их использования будет публиковать Федеральное агентство воздушного транспорта. Минтранс России, в свою очередь, устанавливает ограничения для полетов над объектами.
«Если говорить о маршрутах полетов беспилотных воздушных судов, то Росавиация принимает заявки на их установление от эксплуатантов, владельцев беспилотных воздушных судов, их ассоциаций, заказчиков и других заинтересованных пользователей в установлении маршрутов», — напомнил Андрей Потемкин.Для повышения видимости дроны должны быть оснащены аэронавигационными огнями и проблесковыми маячками. Кроме того, их необходимо оборудовать системами навигации, управления и контроля.
Новые горизонты
Введение класса H открывает новые возможности для логистических компаний, маркетплейсов и сервисов мониторинга инфраструктуры, поскольку приведет к снижению затрат и увеличению частоты полетов беспилотников, считают в Росавиации.

Как отмечал вице-премьер Виталий Савельев, Россия стала одной из первых стран, официально установивших отдельный класс для беспилотников. По его словам, эта инициатива была согласована со всеми силовыми ведомствами и госорганами.
«В части формирования нормативной правовой базы для использования беспилотных авиационных систем Россия находится в числе стран — лидеров отрасли, по ряду решений опережая США и Китай, которые также идут по пути выделения отдельного воздушного пространства для упрощения полетов БАС», — говорил он.
По нацпроекту «Беспилотные авиационные системы» в России развивают применение БАС в коммерческих, государственных и научных целях, а также готовят кадры и нормативную базу для этой сферы.
Идентификация дрона
В России также завершились работы над правовыми основами для создания единой системы идентификации гражданских беспилотников на базе «ЭРА-ГЛОНАСС». Проект постановления Минтранса РФ опубликован, а новые правила должны вступить в силу 1 марта 2026 года.
С этой даты все БАС массой от 250 г будут обязаны иметь трекеры, подключенные к отечественной навигационной системе. Они предназначены для передачи надзорным органам координат, высоты, маршрута, опознавательного индекса и категории аппарата. Система уже протестирована в 16 регионах, где выполнено свыше 500 тыс. км полетов.
Интеграция «ЭРА-ГЛОНАСС» уже выполнена с СППИ и коммерческими платформами «Юпитер», «Небосвод», «Флай Дрон». Российские производители и эксплуатанты, среди которых «Транспорт Будущего», «Геоскан», «БАС», «Аврора-БАС», «Аэромакс», уже оснащают дроны отечественными трекерами.
«Решение откроет новые возможности для тысяч предприятий и сервисов по всей стране, бизнес сможет масштабно использовать беспилотные технологии в логистике, сельском хозяйстве, строительстве, в интересах развития экономики страны в целом», — заявили в Минтрансе России.