Доля онлайн-продаж в России стремительно растет: в 2021 году количество заказов, проходящих через отечественные маркетплейсы, выросло на 104% — до 1,7 млрд сделок. Сегодня 12% всех товаров в нашей стране продаются дистанционно, через интернет. Только старейшим отечественным универсальным интернет-магазином «Озон» пользуются около 29 млн россиян, свои предложения на площадке размещают 120 тыс. продавцов. И это не предел. К примеру, на крупнейшей в мире площадке для онлайн-торговли Amazon выставлены товары 3 млн продавцов; в Китае онлайн реализуется уже 30% товаров, а в Южной Корее — 40%.
Учитывая эти тренды, проблема некачественных товаров и подделок в интернет-торговле становится все более актуальной. Объясняем, кто и какими методами борется на российском рынке с контрафактом.
Индикаторы проблемы
Согласно современному российскому законодательству, маркетплейсы — лишь агенты, которые предоставляют своим продавцам информационные услуги, витрины, а также (в качестве сопутствующего сервиса) могут обеспечивать хранение и доставку товаров. По сути, маркетплейс — лишь место встречи сотен тысяч продавцов и миллионов покупателей.
В связи с этим некоторые ретейл-операторы считают, что, будучи просто сквозным окном поставки товара от продавца к покупателю, интернет-магазины не должны вводить дополнительные системы цифрового контроля качества и происхождения этого товара.
Однако данные Роскачества об обороте контрафактного товара в этом сегменте (уже на 525 млрд рублей) свидетельствуют об обратном. Еще одним подтверждением проблемы стал недавний скандал, связанный с подделками и некачественными товарами на крупном маркетплейсе Wildberries. В начале июля в Минпромторге зафиксировали большой поток жалоб на продажу контрафакта на этой площадке, причем как от покупателей, так и от представителей профессиональных сообществ производителей, например, Союза кожевников.
На что ориентироваться?
«Несмотря на то, что, казалось бы, в соответствии с законодательством маркетплейс выполняет чисто посредническую функцию, и мы, и другие платформы активно применяем процедуры негосударственной оценки соответствия, — рассказывает заместитель управляющего директора компании «Озон» Алексей Минаев. — Это и ручная проверка товаров, и проверка сопроводительных документов, и использование искусственного интеллекта при анализе карточек товаров. Мы, например, можем в автоматизированном режиме искать вещества, указанные в составе и признанные в России вредными».
Одним из ключевых проектов, реализованных Росаккредитацией за последний год, по мнению главы федеральной службы Назария Скрыпника, стала интеграция информационной системы ведомства с «Озоном». Более 2,5 млн карточек товаров на этой площадке в автоматическом режиме получили отметку «Товар проверен». Это означает, что у товара есть сертификат или декларация соответствия стандартам качества.
«Наша задача — развить эту историю, чтобы, если сертификат прекращает действовать, товар исчезал с интернет-площадки, да и с полки обычного магазина. А еще лучше, чтобы он и не попадал туда. По сути, необходимо осуществлять контроль безопасности товаров без методов контроля в классическом смысле этого слова», — рассказывает Назарий Скрыпник.
Кстати, оказавшаяся в центре контрафактного скандала Wildberries уже заявила, что разрабатывает автоматизированную систему выявления подделок на основе искусственного интеллекта.
Набор инструментов
Выступая на ежегодном Всероссийском форуме аккредитованных лиц в Москве 12 июля, глава Росаккредитации призвал участников рынка, в первую очередь органы по сертификации товаров, задуматься о том, как они могут присоединиться к развитию этой инициативы.
«Почему это важно? Потому что какое-то количество товаров идет мимо сертификации. Но если заинтересовать пользователей, то появится общая мотивация в том, чтобы все товары в рознице прошли оценку соответствия», — считает Назарий Скрыпник.
Параллельно эксперты Росаккредитации и Роскачества совместно составят рейтинг лучших розничных торговых площадок, заботящихся о качестве и безопасности своих товаров, отметив их в рамках номинации «Доверие года». Причем лучших назовут как среди офлайн-, так и онлайн-ретейлеров. Итоги первого подобного исследования рынка планируется подвести осенью — в канун Всемирного дня качества, который отмечается во второй четверг ноября.
«Роскачество осуществляет рейтингование товаров. Тем самым, через выставление объективных оценок товарам и услугам, мы в формате «инструмента мягкой силы» влияем на потребительский рынок, на производителей и ретейлеров, — поясняет глава Роскачества Максим Протасов. — Кроме того, в течение последних семи лет Роскачество рейтинговало еще и цифровые товары — мобильные приложения, веб-сервисы. Всего — более тысячи подобных информационных продуктов. Конечно же, внимательно смотрим и на сервисы, предоставляемые онлайн-ретейлерами и онлайн-операторами».
По мнению главы Роскачества, новый рейтинг доверия поможет, в том числе, представить лучших операторов, а остальным на их примере показать, к чему должны стремиться онлайн-ретейлеры. Оценивать участников рейтинга будут по четкой и стандартизированной системе на основании более чем 30 критериев.
«Критерии разбиты на шесть групп. Это и безопасность, и качество товаров, а также технологичность площадок, соответствие базовым требованиям информационной безопасности: автоматизированный обмен данных, безопасность персональных данных, — перечисляет Максим Протасов. — Кроме того, нужно учесть открытость площадок с точки зрения информирования потребителя, доступность информации, возможности обмена товаров и предъявления претензий. И, разумеется, обратную связь от покупателей».
Как сообщил глава ведомства, методика построения рейтинга уже почти готова. В ближайшее время ее планируется утвердить в качестве национального стандарта.
«В рамках технического комитета по ретейлу вместе со специалистами Росаккредитации и представителями онлайн-ретейла мы разрабатываем методику, которая будет принята и обществом, и участниками рынка, а главное — даст реальные рычаги для эффективного решения задач. Уже в конце лета планируем приступить к ее первому тестированию», — заключил Максим Протасов.
Анастасия Носова