Апрель перешагнул за середину, а значит, на носу майские праздники и весь большой туристический сезон. Российские регионы уже активно готовятся к приему туристов — завершают ремонтные работы на автодорогах, планируют дополнительные авиарейсы и поезда, проверяют и перепроверяют гостиницы, санатории, пляжи и другие места отдыха. Судя по всему, уже сейчас можно сказать: страна готова к сезону отпусков и примет гостей с распростертыми объятиями. Объясняем, чему Правительство и региональные власти уделяют особое внимание перед наплывом туристов.
Туристическая волна
По данным Минэкономразвития России, пиковая нагрузка на туристическую отрасль страны приходится на июль. Это естественное положение вещей, ведь большинство россиян и иностранных гостей планируют отдых именно на середину лета. В целом же в министерстве ожидают роста туристического потока по сравнению с прошлым годом.
«Мы сравнили прогноз турпотока с планами по обеспечению транспортной доступности. У нас предполагается рост турпотока по всей России на 5,2%, или на 7,3 млн человек, в том числе по 18 туристическим макрорегионам на 5,5%, или плюс 4,4 млн человек», — заявил замглавы Минэкономразвития России Максим Колесников на совещании по подготовке к туристическому сезону.
Однако рост числа отдыхающих означает еще и увеличение нагрузки на основные виды транспорта. Как подсчитали в министерстве, транспортной отрасли нужно быть готовой к дополнительным 546 тыс. человек по 15 основным направлениям туризма. Число пассажиров самолетов и поездов, по предварительным прогнозам, увеличится более чем на 200 тыс., а кроме того, вырастет количество отдыхающих, которые поедут на собственных машинах.
Приятно, что в отрасли готовы к таким изменениям. В частности, компания «Российские железные дороги» уже запланировали дополнительные поезда по основным туристическим направлениям, в том числе из Москвы и Санкт-Петербурга в Крым. Летом такие составы будут ходить ежедневно (некоторые — через день), что позволит максимальному числу людей добраться до курортов полуострова по железной дороге.
Кроме того, в РЖД активно работают над развитием маршрутов южного направления. «Мы сейчас смотрим, как назначить дополнительные поезда „Ласточка” в сообщении Туапсе — Сочи — Имеретинка, чтобы увеличить пропускную способность по черноморскому побережью. Дополнительно смотрим, как сократить время в пути на маршруте Адлер — Роза Хутор с 40 минут до 30. Уже провели опытные поездки. За счет оборота сможем использовать дополнительные поезда на других направлениях», — рассказал на совещании заместитель генерального директора компании Дмитрий Пегов.
Возможно, летом появится еще и поезд Сочи — Гагра. При этом второй город, по планам, станет хабом для всей Абхазии: приехав туда, россияне смогут добраться до различных курортов этой страны. На совещании также прозвучала идея организовать пункт пропуска уже в Сочи, чтобы не перегружать традиционный пункт на границе.
В РЖД также пообещали открыть продажу билетов на летние месяцы как можно раньше — сейчас это не всегда возможно по двум причинам: из-за ремонтных работ на многих участках и реализации большого проекта по развитию Московского транспортного узла. В то же время в компании заявили, что максимально лояльно подойдут к вопросу ценообразования, чтобы россияне смогли купить билеты по доступным ценам.
Доступное небо
Вопрос цен — один из ключевых для всей туристической отрасли, в частности для авиаперевозчиков. В Минтрансе России отметили, что билеты на самолеты в этом году могут подорожать в условиях закрытых аэропортов юга России и отсутствия субсидий от федеральных властей.
«Дело в том, что у нас в этом году пока не одобрены субсидии по аналогии с 2022 годом, когда было выделено 100 млрд рублей. В связи с этим мы ожидаем, что, возможно, будет рост стоимости перевозок примерно от 15 до 30%. Соответственно, вероятно уменьшение количества рейсов», — отметил замглавы министерства Игорь Чалик. При этом, по его словам, можно ожидать падения пассажиропотока на 15–20%.
Министр экономического развития Максим Решетников в свою очередь заявил, что такие прогнозы очень резко расходятся с оценкой Минэкономразвития. Также он подчеркнул, что авиакомпании должны зарабатывать за счет массовой доступности перелетов, а не дополнительной продажи мест по чрезвычайно высоким ценам.
Министр объяснил, что хоть это и коммерческие предприятия, но за субсидиями они обращаются к Правительству, а значит, в ответ не должны слишком задирать цены на билеты. Кроме того, этот показатель находится под постоянным контролем Федеральной антимонопольной службы. Впрочем, как и в целом цены на туристические услуги, — здесь ФАС и Минэкономразвития договорились сотрудничать, чтобы сделать туризм еще более доступным для россиян.