Авиакомпании страны активно готовятся переходить на новые самолеты отечественного производства. А их конструкторы и производители стремительно замещают иностранные комплектующие в новом перспективном лайнере МС-21, с которым связывают будущее российской гражданской авиации. Уже в ближайшие годы эти российские самолеты должны заменить импортные аналоги. Объясняем, чего ждать путешественникам, как развивается современная авиационная индустрия в России и в чем преимущества новых разработок над иностранными.
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью
Магистральный самолет XXI века — именно так расшифровывается аббревиатура МС-21, масштабного российского проекта с почти 15-летней историей. Это первый отечественный авиалайнер такого класса, разработанный и реализованный в металле более чем за три последних десятилетия. Его разработкой занимается корпорация «Яковлев» под общим руководством Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Производство машины организовано на мощностях Иркутского авиационного завода, а комплектующие поставляют несколько десятков компаний со всей страны: из Перми, Нижнего Новгорода, Саратова, Уфы, Ульяновска, Воронежа, Подмосковья...
Среднемагистральный самолет рассчитан на перевозку от 163 до 211 пассажиров на расстояние до 5100 км. Эксплуатировать машину планируется на наиболее востребованных направлениях, так как она ориентирована на самый популярный сегмент рынка — авиаперевозки между крупными региональными центрами. Его основными конкурентами на российском и международных рынках будут детища мировых гигантов — Airbus A320neo и Boeing 737 MAX.
Одно из главных преимуществ российской разработки, которое будет заметно пассажирам, — это ширина салона. Новейшие западные аналоги европейских и американских узкофюзеляжных бортов достигают в диаметре 395 см, в то время как их конкурент из России — 406 см. Незначительная, на первый взгляд, разница позволяет сделать салон самолета комфортабельнее как для пассажиров, так и для членов экипажа: увеличивается свобода передвижения.
Больший диаметр корпуса предусматривает и ряд других преимуществ. В таком салоне на треть сокращается время посадки и высадки пассажиров, благодаря чему уменьшится период подготовки самолета к следующему рейсу.
Ширина прохода между креслами позволяет разойтись бортпроводнику с тележкой и пассажиру — ни один иностранный конкурент не может похвастаться такой возможностью. Кроме того, за счет увеличения диаметра фюзеляжа багажный отсек становится тоже вместительнее, что позволяет авиакомпаниям перевозить больше коммерческих грузов.
Преодолеть пространство и простор
В последние годы авиапроизводители ввели в оборот новый термин — «пассажироориентированность». Это понятие включает комплекс мероприятий и технологических решений, призванных сделать пребывание пассажиров на борту максимально комфортным.
В случае с МС-21 это, к примеру, более вместительные в сравнении с иностранными аналогами багажные полки в салоне. Если в стандартный отсек Airbus A320 вмещаются всего два чемодана, то полка отечественного самолета может принять уже до семи. А любознательные пассажиры смогут любоваться видом облаков, городов, полей, лесов и рек из значительно увеличенных иллюминаторов — они примерно на четверть крупнее, чем у западных конкурентов.
Кроме того, в воздухе в самолете будет поддерживаться давление, соответствующее высоте 1800 м, в то время как у соперников оно эквивалентно менее комфортной высоте — 2400 м.
Кстати, любопытно, что конструкторы консультируются с авиационными психологами. Дискомфорт во время перелетов — один из факторов, прямо влияющих на развитие воздушных перевозок. У некоторых пассажиров полет ассоциируется с непривычный для большинства людей средой и атмосферой. Аэрофобия, возникающая из-за боязни замкнутого пространства, — причина, по которой многие предпочитают пользоваться наземными видами транспорта.
Однако в МС-21 российские инженеры стремятся избежать подобного: создается интерьер, который визуально расширяет границы и имеет хорошее естественное освещение. Пастельные тона для внутреннего оформления, большие иллюминаторы, широкие кресла — все это должно создать у пассажира ощущение привычной атмосферы.

Нам разум дал... композитные руки-крылья
Важная техническая особенность нового самолета — высокая доля композитных материалов. В конструкции МС-21 на них приходится более 30% — это рекордный показатель для среднемагистральных самолетов.
«Применение прочных и легких композиционных материалов позволило создать крыло с уникальными аэродинамическими характеристиками, недостижимыми для металлического крыла. Улучшение аэродинамики дало возможность увеличить ширину фюзеляжа МС-21 и расширить салон, что дает новые преимущества с точки зрения комфорта для пассажиров. Это первый в мире среднемагистральный самолет, где применены такие решения», — рассказал глава «Ростеха» Сергей Чемезов.
Крылья производятся из полимерных веществ — углепластиковые ленты изготавливаются российскими компаниями из углеродных нитей по новой технологии — без применения ткацкого станка. Благодаря углепластиковым крыльям у лайнера улучшаются аэродинамические качества, а это поможет расходовать авиакомпаниям на 8% топлива меньше, чем тратят зарубежные аналоги. При этом подобные инновационные технологии позволяют авиаконструкторам заменить импортные детали.
«Использование композита для изготовления крыла МС-21 дает существенный выигрыш сразу по нескольким параметрам, включая суммарную стоимость лайнера», — рассказал директор департамента развития производственной системы и управления качеством ОАК Юрий Тарасов.
Другой важный момент — забота об экипаже. Кабина пилотов МС-21 проектировалась с учетом современных требований к эргономике, что упрощает пилотирование и существенно снижает нагрузку на экипаж. Самолет оснастят российским бортовым радиоэлектронным оборудованием, которое придет на замену импортным комплектующим, эксплуатирующимся на опытных образцах. В частности, в нем не будет привычных штурвалов — им на смену приходят «сайдстики» — боковые ручки управления. Они призваны снизить физические нагрузки на пилотов, поскольку требуют гораздо меньших усилий, чем классические органы управления.
А вместо сердца — пламенный мотор
Один из главных агрегатов самолета — двигатель. У МС-21 на пилонах под крылом установлены два турбовентиляторных мотора. Первоначально производители предполагали эксплуатацию разных силовых установок по пожеланиям заказчиков — американский Pratt & Whitney или российский ПД-14. Но в силу понятных обстоятельств первый вариант отпал.
«Перспективный двигатель с тягой 14 тонн» — так звучит полное название мотора, разработанного учеными из Перми. Удельный расход топлива на 10–15% меньше по сравнению с двигателями предыдущего поколения. Экономия топлива снижает расходы авиакомпаний и дает возможность сделать билеты дешевле для пассажиров.
Не забыли моторостроители и о комфорте пассажиров: шум от двигателей на 15–20 дБ меньше общепринятых международных стандартов ИКАО (Международной организации гражданской авиации). ПД-14 не уступает по экономичности эксплуатации и обслуживания, по своей мощности европейским и американским аналогам. В дальнейшем этот мотор будет модернизироваться.
Самолет с российскими двигателями и крылом из отечественных композитов уже сертифицирован Росавиацией в декабре 2022 года.
«Магистральный лайнер МС-21 получил одобрение по главным изменениям в конструкцию: это подтверждает успешную замену ключевых элементов самолета на российские — наш двигатель ПД-14 и полностью отечественную конструкцию крыла», — сообщил заместитель председателя Правительства РФ — министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
В «Ростехе» подчеркнули, что поставки первых шести самолетов планируются в 2024 году. Среди основных российских заказчиков — Группа «Аэрофлот», до 2030 года она должна получить 210 бортов. По словам генерального директора госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова, МС-21 должен стать флагманом в парке «Аэрофлота» и все самолеты будут поставлены в импортозамещенной версии, с бортовыми системами и агрегатами российского производства. Глава крупнейшей российской авиакомпании Сергей Александровский заявил, что этот перевозчик рассчитывает получить первые самолеты на рубеже 2024–2025 годов.
При этом еще в ноябре 2022 года в цвета авиакомпании «Россия» был окрашен один из первых МС-21 — на нем совершал перелеты по стране Дед Мороз. Сказочный персонаж выполнял важную роль: вместе с командой пилотов и технических специалистов он проводил подготовку новой машины к предварительной эксплуатации. Интерес к лайнеру также проявили и региональные перевозчики, среди которых «Алроса», «ИрАэро» и «Якутия» К концу десятилетия российские авиакомпании должны получить почти три сотни таких самолетов.
«План поставок до 2030 года — 270 самолетов этого типа. Уже прошедшие испытания подтвердили надежность и высокие качества как двигателя ПД-14, так и композитного крыла из отечественных материалов. Это еще одно подтверждение того, что даже в сложных санкционных условиях наша авиационная промышленность способна решать самые ответственные задачи», — уточнил глава «Ростеха».
Специалисты считают, что новый флагман гражданской авиации России имеет значительный экспортный потенциал. Переговоры о поставках этих самолетов на рынки ближнего зарубежья, по словам Дениса Мантурова, начнутся после обеспечения внутреннего спроса, не ранее 2025–2026 годов.
При сохранении набранных темпов испытаний, сертификации и производства первые коммерческие перевозки на МС-21 должны начаться в конце зимы — начале весны 2025 года.