В теплых руках Заполярья: как мастер-планы преображают Арктику

8 октября 2025
Время чтения: 9 минут
Константин Чалабов/РИА Новости

Покорение Арктики всегда было сродни подвигу, но времена меняются. Сегодня задача государства — сделать из городов Заполярья комфортное пространство для жизни. Этому способствуют мастер-планы — долгосрочные проекты развития территорий. Для Мурманска и Салехарда их разработала компания «Новая земля». Объясняем, как превратить самый суровый край планеты в точку притяжения людей и инвестиций.

Не количеством, а качеством

Концентрация экономической активности в крупнейших городах — общемировая тенденция. В России федеральные субсидии долгое время распределялись по схожему принципу: чем выше плотность населения, тем значительнее объем бюджетной поддержки. Но арктический Север — исключение из правил. Здесь на гигантских просторах сосредоточено менее 2% населения страны, но создается десятая часть всего ВВП. Маленький поселок в условиях бездорожья зачастую берет на себя роль логистического или промышленного узла. Это критически важно для работы всего Северного морского пути — ключевой транспортной артерии российской Арктики.

Стало очевидно, что к Заполярью необходим особый подход, и в первую очередь — отказ от оценки значимости населенного пункта исключительно по числу его жителей. Поэтому для Арктической зоны была разработана своя система критериев, которая помогла определить 16 опорных населенных пунктов (ОНП) — экономический «позвоночник» региона.

По сути, это порталы в труднодоступные зоны российской Арктики, центры добычи ресурсов, логистические хабы. Сосредоточив усилия на них, власти рассчитывают запустить эффект домино: развитие опорных пунктов распространится и на всю прилегающую территорию.

Мурманск и Салехард — два таких ключевых «позвонка», но их анатомия и предназначение отличаются.

От аскезы к комфорту

Мастер-план — это комплексная стратегия пространственного развития, а простыми словами — договоренность о будущем. В этом процессе на равных правах принимают участие городские власти, бизнес и население. Это не директива с приказом «построить здесь завод». Скорее это общая карта, на которой обозначены точки, где может вырасти новый жилой район, а где — логистический парк.

Ценность такого подхода — в его гибкости. Мир меняется, технологии устаревают, а мастер-план позволяет подстраиваться под новые обстоятельства, не отказываясь от главной цели. Для 16 ОНП Арктики такие документы стали дорожной картой на ближайшее десятилетие.

Консорциум во главе с компанией «Новая земля» разработал стратегии для двух агломераций — Мурманской и Салехард-Лабытнанги. Их цели напоминают сценарий фантастического фильма: Мурманск должен стать главным арктическим городом планеты, а Салехард — центром устойчивого развития Арктики.

Звучит громко. Но что стоит за этими формулировками?

RIA_6673633.HR.jpg

Павел Львов/РИА Новости

Полярный апгрейд

Боль Арктики — конкуренция за квалифицированные кадры. Так, Мурманск в 1990-х столкнулся с катастрофической убылью населения: за короткий срок город покинула треть жителей, что заметно изменило его социально-экономический облик. Представьте себе: каждый третий ваш сосед, коллега, знакомый внезапно уезжает. Городская ткань рвется, пустеют дома, ветшают кварталы.

«Из-за того, что в Мурманск не приходили значимые инвестиции, там практически не строилось новое жилье: за 30 лет было построено всего несколько домов, непромышленная часть города все это время сильно отставала в развитии от многих региональных центров страны, — отмечает эксперт по городскому и региональному развитию, сооснователь проектно-консалтинговой компании «Новая земля» Иван Курячий. — Поэтому, когда начался новый виток развития Мурманска, привлекать туда специалистов оказалось очень сложно из-за отсутствия современного жилья и хорошей социальной инфраструктуры».

Цель мастер-плана Мурманска — остановить отток населения и привлечь как минимум 20 тыс. новых специалистов. Они нужны для реализации крупных инвестиционных проектов в Арктике.

«Сейчас люди сюда приезжают, работают и уезжают, а наша цель — чтобы они оставались, связывали свою семью, свое будущее с этой территорией, — поясняет Иван Курячий. — На пенсию в Мурманск мало, кто поедет, и в нашем мастер-плане мы нацелены, в первую очередь, на молодых людей. Мы не стремимся сделать из Мурманска полумиллионник, как это было в советское время — стратегия ориентирована на привлечение специалистов, которые востребованы в различных сферах экономики и будут участвовать в развитии города».

Но как заставить человека выбрать жизнь за полярным кругом, когда на юге страны — и солнце теплое, и море? Ответ мастер-плана: сделать качество жизни в Мурманске опережающим. Город должен предложить то, чего нет в других местах.

Здесь появляется идея наделить Мурманск столичными функциями. Речь не о переносе административного центра, а о создании комфортной городской среды. Она подразумевает строительство Центра арктической медицины, разнообразную спортивную инфраструктуру, сотни тысяч квадратных метров современного жилья.

Разработчики мастер-плана сделали ставку на туризм, образование и креативные индустрии. Университеты удвоят количество студентов и будут готовить не «специалистов широкого профиля», а кадры, необходимые для местных инвестиционных проектов. А чтобы город зажил творческой жизнью, предлагается открыть кинокластер «72 метра» и арт-пространство с лекторием, мастерскими и коворкингом.

Все это — попытка создать город, ориентированный на нужды людей, а не только на потребности порта. Хотя порт по-прежнему будет основным драйвером городской экономики.

Великое перемирие

Одна из градостроительных головоломок Мурманска — его взаимоотношения с водой. Мурманский порт — самый крупный из незамерзающих гаваней в Арктике. Промышленная зона заняла лучшую часть — береговую линию, отрезав жителей от Кольского залива. Получился парадокс: город у моря, но подойти к воде практически негде. Дело осложняется тем, что у портовой зоны нет единой концепции развития, зато есть немало собственников.

Мастер-план предлагает изящный, хотя и вынужденный маневр. Если не получается развернуться к морю — развернемся к озерам. Они расположены в сопках на востоке от городской застройки.

«Доступ к воде мы обеспечили за счет озер, организовав набережную вокруг них, — говорит Иван Курячий. — Между холмами и водной гладью будут проложены рекреационные и спортивные маршруты».

По его словам, такое решение меняет всю оптику города. Вместо того чтобы смотреть на грузовые краны и причалы, люди получат возможность любоваться дикой северной природой.

Даже в портовой зоне намечаются точечные подвижки. Например, создание рыбной биржи, которая может стать центром притяжения для гурманов и туристов, и обновление площади Морского вокзала. Это шаг к тому, чтобы вписать промышленную махину в урбанистический ландшафт.

RIA_8847770.HR.jpg

Рамиль Ситдиков/РИА Новости

Колосс на тающих ногах

Если Мурманск борется с последствиями депопуляции, то Салехард (в агломерации с Лабытнанги) демонстрирует обратную динамику — это одна из самых быстрорастущих точек на арктической карте. Но у этого роста своя специфика. Люди едут на Ямал не ради романтики Севера или комфортной среды. Магнитом служат совершенно другие вещи: северные надбавки, удваивающие зарплату по сравнению со столичной, и жилищные сертификаты, которые можно реализовать в более благоприятных регионах.

«Люди не связывают свою жизнь с этим местом, — констатирует управляющий партнер «Новой земли» Юрий Милевский. — Для них это полувахтовое проживание, возможность заработать на пенсию. И у нас нет целей переломить этот тренд. Большой вопрос, нужны ли в таких широтах города, где люди рождаются, живут и умирают. Поэтому, если брать миссию мастер-плана Салехарда, то она не про демографию и попытку удержать на этой территории людей, она про другое. Основной принцип — развитие экономики в гармонии с природой и культурой коренных жителей».

Цель мастер-плана Салехард — Лабытнанги — с одной стороны, сокращение издержек, связанных с таянием вечной мерзлоты, а с другой — создание условий для мирного соседства вахтовиков и коренных малочисленных народов Севера.

Главный вызов для Ямала — не холод, а тепло. Вечная мерзлота оказалась не такой уж и вечной. Ученые предрекают, что под Салехардом она может полностью исчезнуть к 2050 году. Уже к 2035-му ущерб от ее протаивания в регионе оценивается в 3 трлн рублей. Трескающиеся дома, проседающие дороги, деформирующиеся трубопроводы — вот реальная угроза.

Остановить глобальное потепление мастер-план не в силах, но сократить связанный с ним ущерб вдвое — вполне достижимая цель. Основной фокус — внедрение специальных технологий строительства на неустойчивых грунтах.

«Мы закладываем в стратегию управление предсказуемыми рисками, — поясняет Юрий Милевский. — Речь о том, чтобы здания служили дольше и не становились аварийными сразу после первой оттепели».

Стратегическое значение Ямала в ближайшие полвека будет только расти: добыча сжиженного природного газа постепенно смещается в сторону Обской губы. Салехард готовится стать главным логистическим хабом для этих проектов, что потребует притока высококлассных инженеров и технологов. А значит — и комфортных условий их проживания.

Олень заказывает музыку

Сегодня Салехард — это в первую очередь город чиновников и управленцев. Но к 2035 году, согласно планам, пальму первенства перехватят логистика и транспорт. Ожидается, что грузооборот вырастет в четыре раза.

Диверсифицировать экономику должен и туризм. Планируется увеличение турпотока в 5 раз — до четверти миллиона человек в год. Этому будут способствовать открытие всесезонного курорта «Рай-Из» и природного парка «Ингилор».

«Вокруг Салехарда туризм будет развит больше, чем вокруг других городов Ямала, так как здесь расположены территории выпаса оленей, которые интересны туристу», — уверен Юрий Милевский.

Самая деликатная часть стратегии — интеграция коренных малочисленных народов Севера, в частности, ненцев. Их на Ямале около 48 тыс. Часть хочет жить в городе, другие стремятся сохранить традиционный уклад, основанный на оленеводстве. Но их исконные земли все активнее осваивают добывающие компании, да и экологическая емкость пастбищ не безгранична.

«Наша задача — включить этих людей в экономический процесс, — рассуждает управляющий партнер «Новой земли» Ален Харинкин. — Их сложно интегрировать в добычу нефти и газа, поэтому надо искать другие пути. Один из самых очевидных — этнотуризм».

Здесь важен баланс. С одной стороны, это шанс для коренного населения получить новый источник дохода, не бросая полностью свой образ жизни. С другой — всегда есть риск превратить уникальную культуру в развлечение для приезжих. Мастер-план пытается сохранить эту грань, предлагая ненцам стать не объектами для фото, а полноправными гидами и хранителями своих территорий.

Когда бюджет теплее печки

Итак, мастер-планы Мурманска и Салехарда, как и других 14 ОНП Арктики, утверждены. Теперь предстоит самая сложная часть — реализация. На основе этих стратегий будут созданы детальные дорожные карты с расписанными по шагам мероприятиями, сроками и источниками финансирования.

Цифры впечатляют. Для Салехарда общий объем вложений оценивается в 404,4 млрд рублей, причем львиная доля (318,8 млрд) — частные деньги. В городе появится 6,8 тыс. новых рабочих мест, производительность труда вырастет на 30%, а дополнительный ВГП (валовой городской продукт) — на 65 млрд рублей.

На воплощение в жизнь мастер-плана Мурманской агломерации понадобится 3,246 трлн рублей. Из них 88% — совокупные небюджетные инвестиции. При этом на каждый рубль бюджетных средств приходится семь рублей частных вложений. Ожидается, что к 2035 году экономика Мурманска вырастет более чем в два раза.

«Чтобы оценить эффективность, мы будем отслеживать несколько параметров, — говорит Юрий Милевский. — Это и скорость выделения финансирования, и конкретные показатели: численность населения, объем туристического потока».

Реализация заполярных мастер-планов уже началась. Ее темпы и эффективность можно будет оценить минимум через год. Удастся ли переломить многовековую традицию освоения Арктики через лишения? Смогут ли мастер-планы стать мостом, перекинутым от эры подвига к эпохе комфортной и осмысленной жизни в высоких широтах?

Ответ на эти вопросы зависит от того, удастся ли совместить гигантские экономические проекты с хрупкой экосистемой и еще более хрупкими человеческими судьбами. Арктика всегда проверяла на прочность. Сейчас она проверяет, способны ли мы быть не только покорителями, но и мудрыми правителями.