«Свой» или «чужой»: как научить ребенка правилам безопасности на улице

1 декабря 2025
Время чтения: 10 минут
Владимир Астапкович/РИА Новости

Каждый родитель хочет не тревожиться за своего ребенка, когда тот гуляет во дворе. Но можно ли рассказывать о возможных угрозах и безопасном поведении на улице, не рисуя в воображении детей страшных картин? Объясняем, как научить сына или дочь быть внимательным на дорогах, умению постоять за себя и главному правилу в общении с незнакомцами — уверенному «нет».

Ключевые правила безопасности и как о них говорить

Прогулка должна приносить ребенку радость, а родителю — спокойствие. Как этого добиться? Основа психологии детской безопасности строится не на страхе, а на уверенности и доверительных отношениях. Важно, чтобы сын или дочь знали: они могут рассказать вам о любой странной ситуации и всегда получат поддержку.

Обсуждайте правила безопасного поведения на улице для детей как часть обычной жизни, без тревожных лекций. Например, на дороге учите искать светофор и «зебру», объясняя: «Водитель должен нас хорошо видеть».

Расскажите, что с незнакомцами работает простое правило: если взрослый зовет куда-то или что-то настойчиво предлагает, нужно громко сказать «Нет!», быстро уйти и обязательно рассказать об этом вам.

Также важно донести, что поднимать с земли конфеты, деньги или игрушки нельзя — они могут быть опасны. А если вдруг потерялся, «золотая» инструкция — остановиться на месте, громко звать родителей и, если их нет, обратиться за помощью к полицейскому, если он есть рядом, или к сотруднику метро, водителю автобуса, сотруднику магазина и так далее. Если ребенок потерялся на улице или в парке, и вокруг только прохожие, безопаснее всего подойти к женщине с ребенком.

«Правила нужно объяснять очень просто и спокойно. Короткие фразы гораздо надежнее длинных тревожных лекций, — отмечает гештальт-терапевт, психолог Диана Заерко. — В мире ребенка очень важно спокойствие взрослого, на которого можно опираться. Давайте детям ощущение, что мир в целом хороший и понятный, а мы всегда рядом, чтобы помочь в сложной ситуации».

Такой подход делает правила поведения на улице для детей не набором запретов, а понятным инструментом, который помогает чувствовать себя увереннее.

Учим безопасности с учетом возраста: о чем говорить с дошкольником и школьником?

Подход к безопасности напрямую зависит от возрастных особенностей ребенка. То, что понятно школьнику, может быть недоступно для восприятия дошкольника, и наоборот.

Клинический психолог, гипнотерапевт Лариса Верчинова предлагает строить разговор с малышом на языке сказок и метафор. Вместо пугающих «что, если» лучше предложить образные алгоритмы: «Если потеряешься, оставайся на месте, как дерево, чтобы мама с папой тебя быстро нашли».Также она советует ввести правило «секретного пароля» семьи для общения с незнакомцами.

Со школьником, по ее мнению, диалог должен быть более конкретным. Важно научить его распознавать чувство внутреннего дискомфорта и дать разрешение в любой момент уйти от неприятной ситуации, не беспокоясь о вежливости.

Психолог Диана Заерко отмечает, что дошкольники лучше всего усваивают информацию через действие, а не долгие беседы.

«Им нужны алгоритмы: остановиться, оглянуться, окликнуть. Дошкольникам не обязательно знать, почему это важно, достаточно просто, ясно и регулярно повторять», — поясняет эксперт.

Со школьником, как отмечает специалист, уже можно и нужно обсуждать причины и последствия. С ней согласна и cовладелец сети детских садов и школ Discovery Екатерина Маркелова: «Школьники способны обсуждать темы безопасности глубже. С ними можно говорить о том, почему важно быть внимательным на улице, что взрослые незнакомцы не имеют права просить о помощи, звать с собой или просить держать что-то в тайне».

Такие разговоры стоит вести доверительно, подчеркивая, что ребенок всегда может обратиться за помощью и что его задача — не угадывать опасность, а следовать понятным правилам.

 Как вести себя с подростками? Советы психолога Читайте по теме Как вести себя с подростками? Советы психолога 07 апреля 2022

Пять ключевых ситуаций: как научить ребенка действовать правильно

Обучение безопасности становится эффективным, когда оно перестает быть абстрактным и превращается в понятные алгоритмы для конкретных случаев. Рассмотрим самые важные сценарии, с которыми ребенок может столкнуться на улице.

1. Дорога: учим быть внимательным

Превратите изучение Правил дорожного движения для детей в форму игры. На прогулке можно считать шаги до перехода или искать «самого вежливого водителя», который остановился у «зебры». Спросите: «Как мы покажем шоферу, что собираемся перейти?» Так вы тренируете навык зрительного контакта и осознанного поведения, а не просто заучиваете скучные нормы.

2. Незнакомцы: правила безопасности

Главная задача — объяснить ребенку опасность незнакомцев, не внушив недоверие ко всем людям. Вместо запугивания введите четкое разграничение между «своими» и «чужими» взрослыми. Простое и мощное правило «нет, уйди, расскажи» дает четкий план действий: громко отказать, немедленно отойти на безопасное расстояние и обязательно поведать о случившемся родителям.

3. Почему ничего нельзя поднимать с земли

Объясните, что найденные на улице или в общественных местах вещи могут быть испорчены или специально подложены, чтобы нанести вред. Если ребенок что-либо поднимает, он рискует не только здоровьем, но и безопасностью, отвлекаясь на находку в неподходящем месте, например, у проезжей части.

4. Сверстники и конфликты: как постоять за себя

Эта ситуация требует обсуждения личных границ ребенка. Объясните, что он имеет полное право сказать «нет», «я не хочу» или «отстань», если игра становится грубой или неприятной. Поддерживайте в нем уверенность, что он может не участвовать в том, что ему не нравится, и всегда прийти за советом к вам, не боясь осуждения.

5. Что делать, если потерялся

Четкая инструкция для детей, что делать, если потерялся, должна быть выучена наизусть. «Если ребенок потерялся, очень полезно знать правило трех „О“: остановись, оглянись, окрикни. И, конечно, ребенок должен знать телефоны родителей, а лучше обоих», — советует психолог Диана Заерко.

Важно, чтобы сын или дочь знали, что в этой ситуации их главная задача — не искать вас, а дать себя найти, обратившись за помощью, к примеру, к полицейскому. Если у ребенка есть телефон и он не смог дозвониться родителям, пусть наберет 112. Этот номер все дети должны знать наизусть.

RIA_6674326.HR.jpg Кирилл Каллиников/РИА Новости

Методы обучения: как донести до ребенка правила, чтобы он их запомнил и принял

Самый эффективный подход к обучению детей правилам поведения на улице — это мягкое и ненавязчивое погружение. Когда знания подаются через действие и игру, они хорошо усваиваются. Рассмотрим три ключевых метода, которые рекомендуют специалисты.

Ролевые игры и проигрывание ситуаций «А что, если...»

Эксперты считают их лучшим тренажером для отработки навыков. Главное — проводить легко, без драматизации.

«Не надо превращать ролевые игры в ежедневный урок. Достаточно проигрывать сценки раз в пару недель в спокойной обстановке, например, после чтения книги, где герой попал в сложную ситуацию. „А что бы ты сделал на его месте? Давай попробуем“. Начните с простого: „Покажи, как ты попросишь о помощи полицейского“. Ребенок должен выходить из игры с чувством „я знаю, что делать“, а не „какой ужасный мир“», — отмечает клинический психолог Лариса Верчинова.

С ней согласна психолог Диана Заерко. Она советует раз в пару недель по 5-10 минут проигрывать ситуации: будто вы потерялись в магазине или метро. «Это должно быть весело и мягко, без драматизации. Очень важно поддерживать ребенка в том, что он прогрессирует в закреплении навыков, а если он что-то упустил, то в следующий раз предложите вначале игры сделать на этом акцент. Ощущение контроля — это самое ценное, что ребенок может вынести из таких игр», — подчеркивает специалист.

Обучающие прогулки и «карта безопасных мест»

Теория должна подкрепляться практикой. Обычную прогулку можно превратить в увлекательный квест. Вместе с ребенком составьте его личную карту безопасных мест: отметьте оранжевым знаком «Островок безопасности» аптеку, магазин, дом знакомой семьи с детьми, почту. То есть те точки, куда можно тоже обратиться в трудную минуту. Проходя мимо, ненавязчиво проговаривайте: «Смотри, это тот самый магазин, где работает добрая кассирша. Если что, ты всегда можешь зайти сюда». Это помогает ребенку ориентироваться в пространстве и чувствовать себя увереннее.

Использование сказок и мультфильмов

Обсуждайте сюжеты любимых историй. После просмотра мультфильма, где герой столкнулся с трудностью, спросите: «А как бы ты поступил?» Любая такая активность должна заканчиваться успехом ребенка, укрепляя его веру в собственные силы и знания.

«Для дошкольников лучший способ — проигрывать сценарии на куклах, машинках, плюшевых мишках. „Смотри, мишку хочет увести чужой волк. Как мишке себя вести?“ Детей постарше на улице можно спросить: „Ой, смотри, ко мне идет незнакомый дядя и предлагает посмотреть щенка в машине. Что мне делать?“» — советует педагог-психолог проекта «Круг безопасности» Елена Иванова.

Эти игры по безопасности для детей делают процесс обучения естественным, даря ребенку не страх, а уверенность в своих действиях.

 Как вести себя с детьми? Советы психолога Читайте по теме Как вести себя с детьми? Советы психолога 11 марта 2022

Что делать, если ребенок потерялся: план действий для родителей

Любой родитель боится таких ситуаций. Важно сохранять самообладание, ведь от первых ваших действий зависит очень многое. Лучше всего заранее поставить родительский контроль на телефон — это облегчит поиски. Но чаще теряются дети, у которых еще нет телефона. Если все-таки это произошло , вот краткий план действий:

  1. Немедленно остановитесь и громко зовите ребенка по имени, осмотритесь по сторонам.

  2. Если он не откликается, подключите окружающих: других родителей, охрану, администраторов.

  3. Сообщите в полицию. Не поддавайтесь на уговоры подождать: каждая минута на счету.

Когда ребенок найден, ваша реакция закладывает фундамент его будущего поведения. Первое и самое главное — ваши объятия. Не крик, не упреки, а физическое ощущение безопасности.

«Когда он успокоится, дома, в тишине, спокойно разберите ситуацию. „Давай подумаем, что мы оба можем сделать в следующий раз, чтобы этого избежать“. Так вы переведете травмирующий опыт в полезный урок. Ваша задача — не окружить ребенка колючей проволокой страха, а дать ему в руки инструменты и веру в свои силы», — говорит клинический психолог Лариса Верчинова.

Этот алгоритм предлагает психолог Диана Заерко: «В этот момент родители часто сами в стрессе. Но то, что ребенок услышит в первые секунды, останется надолго. Сначала обязательно обнимите. Потом скажите: „Ты не виноват. Такое бывает“. И очень важно отметить, что он сделал правильно: стоял, позвал вас, подошел к сотруднику. Только когда ребенок снова чувствует опору, можно спокойно обсудить, что ему поможет в будущем».

Чего избегать: ошибки родителей, которые пугают детей

Говорить с ребенком о безопасности нужно так, чтобы подарить ему уверенность, а не тревогу. Часто, желая уберечь, родители совершают ошибки, которые производят обратный эффект.

Вместо полезной осторожности у ребенка может развиться невроз, если постоянно слышать устрашающие фразы: «Будешь плохо себя вести — тебя заберет полицейский» или: «Не разговаривай с дядей, он тебя уведет». Такие слова рождают недоверие ко всем окружающим и чувство беспомощности. Страх парализует, а не учит.

Избегайте длинных тревожных лекций и запугивающих историй. Информация лучше усваивается в спокойной обстановке, коротко и по делу. Не читайте нотации, а вплетайте беседы в повседневность, спрашивая: «А как бы ты поступил?»

Ваше ровное, уверенное поведение — главный ориентир для ребенка, который показывает, что мир хоть и не идеален, но познаваем и в целом дружелюбен.

Часто задаваемые вопросы

С какого возраста начинать разговор о безопасности с ребенком?

Начинать можно с 2-3 лет, когда ребенок активно познает мир. Для малышей используйте простые алгоритмы в игровой форме: «Держи маму за руку у дороги», «Если потерялся — стой на месте». С дошкольниками обсуждайте правила через сказки и метафоры, а со школьниками — более конкретно, объясняя причины и последствия. Главное — говорить спокойно, без запугивания, чтобы у ребенка формировалось разумное отношение к рискам, а не тревожность.

Что делать, если ребенок слишком доверчив и готов уйти с незнакомцем?

Введите четкое правило: «С чужими не разговариваем и никуда не уходим». Отрабатывайте его через ролевые игры, например, проигрывайте сценарий: «Если незнакомец предложит конфету, что ты сделаешь?». Используйте формулу «нет, уйди, расскажи». Хвалите ребенка за осторожность в бытовых ситуациях, чтобы закрепить правильное поведение. Важно, чтобы он понимал: его задача — не быть непременно вежливым, а сохранить свою безопасность.

Нужно ли учить ребенка кричать и звать на помощь? Как это сделать правильно?

Да, это важный навык. Объясните, что громкий крик — это не каприз, а способ защиты в опасной ситуации. Тренируйтесь вместе: предложите посоревноваться, кто крикнет громче: «Помогите! Я не знаю этого человека!». Важно, чтобы ребенок ассоциировал этот прием с конкретными обстоятельствами, например, когда его пытаются увести против воли. Такой навык придает ему уверенность в своих силах.

Как объяснить разницу между «своим» и «чужим», если ребенок дружелюбно настроен ко всем?

Создайте понятные категории: «свои» — это близкий круг (родители, бабушка, дедушка, няня), с которым можно куда-то идти; «чужие» — все остальные. Объясните, что доброжелательность — это хорошо, но с незнакомцами действуют особые правила: не уходить с ними, не брать угощения. Проигрывайте ситуации на примере игрушек, чтобы ребенок учился распознавать границы, сохраняя открытость к миру.

Что сказать ребенку про полицию и другие службы, чтобы он не боялся к ним обращаться?

Представьте сотрудников полиции, охраны, спасателей или врачей как «помощников для всех». Объясните: «Если ты потерялся или тебе нужна поддержка, можешь смело подойти к человеку в форме. Он знает, как найти родителей». Покажите таких людей на улице, пусть ребенок запомнит их внешние признаки. Важно сформировать позитивный образ, чтобы в критический момент он не растерялся и попросил о помощи.