Рубль в детской: как обучать ребенка финансовой грамоте

17 декабря 2025
Время чтения: 13 минут
Константин Михальчевский/РИА Новости

Первые карманные деньги у детей обычно появляются в начальной школе — на обеды, транспорт и мелкие расходы. Потому и навыки обращения с личными финансами следует прививать как можно раньше. Многие родители задаются вопросом: нужны ли ребенку специальные занятия по финансовой грамотности или достаточно разговоров о деньгах в семейном кругу? В рубрике «Родительский чат» объясняем, какие задачи лучше решать дома, а какие делегировать преподавателям.

Как говорить с ребенком о деньгах

Знакомство ребенка с миром финансов обычно происходит в семье. В 3-4 года малыш уже способен уловить суть торгово-денежных отношений.

«Обучение финансовой грамотности — это вопрос эффективного партнерства семьи и образовательной организации, однако ведущая роль принадлежит родителям, — отмечает эксперт Центра финансовой грамотности ГКУ „Мосфинагентство“ Юлия Ломбина. — Их задача — показать такое финансовое поведение, в котором деньги являются инструментом, а не самоцелью или источником тревоги и переживаний».

В зависимости от возраста ребенка отличаются и способы обучения.

«Если мы говорим про дошкольный возраст и младшую школу, это всевозможные игровые формы, вплоть до игры в магазин, настольные игры наподобие „Монополии“», — перечисляет директор Всероссийского чемпионата по финансовой грамотности и учебной платформы CaseGames Денис Лозинг.

Полезно смотреть с ребенком тематические мультфильмы — к примеру, «Смешарики. Азбука финансовой грамотности», «Богатый Бобренок», «Новое Простоквашино», добавляет эксперт Ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ), автор проекта «Родители и дети: говорим о финансах» Ольга Андреева.

По ее словам, также эффективна практика «Маленький контролер»: ребенок идет вместе с вами в супермаркет со списком покупок и контролирует расходование средств. Вы становитесь командой, у которой есть задание и цель — не купить лишнего, не потратить больше запланированного.

«Следует артикулировать базовый список расходов родителей, — полагает Денис Лозинг. — Даже в старших классах дети часто не задумываются, что надо платить за воду, электричество. Обсуждайте семейный бюджет. Условно: мы планируем путешествие, на это нужна определенная сумма. Давайте подумаем, что предпринять. Например, вместе сделаем дома генеральную уборку и сэкономим на клининге».

В подростковом возрасте диалог будет строиться более предметно, убежден наш собеседник. «Спросите ребенка: „Сколько тебе надо денег, например, на игровую приставку? Давай посчитаем, сколько понадобится времени, чтобы на нее накопить тем или иным способом“. Переводите все в практическую плоскость, чтобы ребенок был вовлечен: тогда он понимает, зачем это ему нужно».

Карманные деньги — лучший тренажер. «Самая полезная практика — это выделение карманных денег, начиная с младшего школьного возраста, — говорит заместитель начальника Отдела организации обучения педагогов Федерального методического центра по финансовой грамотности НИУ ВШЭ Дарья Леушина. — Важно, чтобы ребенок имел возможность действительно самостоятельно распорядиться этими деньгами. Тогда он научится ранжировать расходы по степени их необходимости и важности, поймет необходимость накопления».

При этом родители сами должны подавать пример разумного финансового поведения, добавляет Юлия Ломбина: «Бессмысленно говорить о накоплениях, если близкие люди регулярно совершают импульсивные покупки, выходят за рамки семейного бюджета или вынужденно пользуются кредитными средствами».

RIA_8496136.HR.jpg Сергей Пятаков/РИА Новости

Какие практики рекомендованы родителям

Эксперт «Актион Образование» (входит в группу «Актион») Екатерина Худякова советует:

  • Регулярно выдавайте карманные деньги. Небольшая сумма раз в неделю или раз в месяц учит ребенка планировать, выбирать приоритеты, копить и не тратить все сразу.

  • Заведите конверт на определенную цель. Когда ребенок откладывает на вещь, которую давно хотел, это учит его сравнивать цены, оценивать, насколько желание устойчивое. Договоритесь о том, что 10–20% всех денег автоматически идут в конверт.

  • Дарите денежные подарки на праздники. Деньги вместо игрушек — нормальная практика, если ребенок понимает, что это ресурс, с которым он может спланировать покупку, часть отложить, часть потратить. Хорошо, если родители помогают разложить подарок: например, 70% — на мечту, 20% — в копилку, 10% — на маленькие радости сейчас.

  • Вовлекайте в семейные решения. Не бойтесь приобщать ребенка к разговорам взрослых, например, сравнивайте цены в магазине: что подорожало, где выгоднее, почему семья выбирает именно этот тариф связи или этот способ поездки.

  • Фиксируйте доходы и расходы. Предложите вести учет в тетради, таблице или приложении: сколько получил, сколько потратил и на что. Раз в месяц вместе смотрите, куда уходят деньги, но не в режиме критики, а в формате разбора: что было удачной покупкой, о чем пожалел.

Экономист, директор программы ФМУ ИГСУ РАНХиГС Нина Гукасова резюмирует:

  • Регулярные карманные деньги — это фундаментальный инструмент обучения бюджетному планированию, разграничению обязательных и произвольных расходов, а также формированию навыка сбережения.

  • Поэтапное включение в обсуждение семейного бюджета (в меру возраста) формирует ответственность и понимание семейных приоритетов.

  • Совместное целевое накопление на желаемую, но не жизненно необходимую вещь (игрушка, гаджет) учит отложенному вознаграждению и ценности труда.

 Как научить ребенка пользоваться ИИ? Читайте по теме Как научить ребенка пользоваться ИИ? 12 октября 2025

Финансовые практики, требующие осторожности

Эксперты «Актион Образование» рекомендуют родителям воздержаться от таких приемов:

  • Деньги за оценки. Оплата пятерок и штрафы за плохие отметки — практика сомнительная. Она смещает мотивацию: ребенок учится не ради интереса и навыков, а ради сиюминутной выгоды.

  • Плата за базовые домашние обязанности. Если платить за каждое вынесенное ведро мусора или за каждую вымытую тарелку, ребенок перестает воспринимать участие в жизни дома как норму и начинает торговаться: «А сколько вы мне заплатите?».

  • Манипуляция деньгами. Фразы вроде «Плохо себя ведешь, значит, не получишь денег» или «Принесешь двойку — заберу содержимое твоей копилки» превращают деньги в инструмент давления и эмоционального шантажа. Это портит и семейные отношения, и отношение ребенка к финансам.

RIA_6240722.HR.jpg Владимир Трефилов/РИА Новости

Подкрепляем семейное обучение курсами

Родители — первые и главные трансляторы финансовых установок, однако их усилия часто носят стихийный характер. Мамы и папы делятся с детьми в первую очередь собственным опытом, а он не всеобъемлющ.

«Не всегда родительские установки актуальны для детей, — отмечает Юлия Ломбина из Мосфинагентства. — Например, установка „деньги даются только тяжелым трудом“, свойственная поколению X — это люди 1965–1981 годов рождения — неуместна для современных детей, так как для них деньги — это инструмент мгновенного удовлетворения личных потребностей».

Кроме того, у родителей зачастую просто нет времени на то, чтобы погружаться в вопросы грамотного управления финансами, не говоря уже про передачу этих знаний молодому поколению, добавляет педагог Елена Стеклова.

В РАНХиГС напоминают, что семейное обучение может уступать курсам по нескольким причинам:

  • Методическая некомпетентность. Мамы и папы не в полной мере владеют педагогическими инструментами, соответствующими психолого-возрастным особенностям ребенка. А специалисты на курсах выстраивают образовательную траекторию поэтапно: для дошкольников — через игровые симуляции, для подростков — через проектные задачи и кейсы. Благодаря этому детям проще усвоить сложные концепции.

  • Ограниченность личного опыта. Финансовая социализация ребенка должна формироваться в контексте многообразия экономических моделей, а не только на примере конкретной семейной ситуации. Курсы предоставляют эту вариативность, демонстрируя разные стратегии поведения.

  • Влияние деструктивных поведенческих установок. Выработанные годами привычки родителей — спонтанные покупки, нерациональное использование кредитов — могут противоречить принципам долгосрочной финансовой устойчивости. Курсы нивелируют этот эффект, предлагая детям объективные, научно обоснованные модели финансового поведения.

Преимущества курсов:

  • Доступ к структурированным образовательным ресурсам. Инфраструктура финансового просвещения (учебные и методические пособия, онлайн-платформы, симуляторы) целенаправленно разработана специалистами.

  • Групповая динамика. В ходе дискуссий, деловых игр и совместных проектов у детей формируется критическое мышление, умение аргументировать свою позицию и рассматривать финансовые проблемы под разными углами зрения.

RIA_5986883.HR.jpg Валерий Мельников/РИА Новости

Эффективность освоения финансовой грамоты зависит от четкого распределения ролей, отмечает Нина Гукасова.

Зона ответственности семьи включает:

  • Формирование базовых ценностей: труд, бережливость, ответственность.

  • Личный пример ведения семейного бюджета.

  • Практика выдачи карманных денег и консультирование по их использованию.

  • Неформальные беседы о выборе профессии, финансовой безопасности в Сети.

  • Использование финансовых настольных игр в домашней обстановке.

В зону ответственности педагогов входят:

  • Систематизация знаний: передача сведений в логической последовательности — от простого к сложному.

  • Формирование критического мышления для противостояния рекламе, финансовым пирамидам, мошенникам.

  • Объективный взгляд со стороны, позволяющий выйти за рамки семейных стереотипов о долгах и тратах.

  • Групповая и проектная деятельность: развитие soft skills через решение кейсов, создание бизнес-проектов.

  • Интеграция с другими дисциплинами: математикой, обществознанием, правом, информатикой, биологией, историей, литературой, что демонстрирует межпредметную природу финансов.

  • Системная воспитательная работа. Например, модуль в программе воспитания в детском саду и школе обеспечивает ребенка безопасным пространством, где через геймификацию и наглядные примеры, а также собственную деятельность формируются правильные финансовые поведенческие установки.

Таким образом родители и преподаватели не подменяют, а дополняют друг друга.

 Как оформить банковскую карту для ребенка? Читайте по теме Как оформить банковскую карту для ребенка? 13 августа 2024

Выбираем правильные курсы

Чтобы выбрать полезный, качественный курс по финансовой грамотности, можно ориентироваться на чек-лист Мосфинагентства:

  • Четкая и понятная программа, соответствующая возрасту ученика.

  • Интерактивная практика с элементами геймификации: игры, симуляции, творческие задания, реальные кейсы.

  • Профессиональные разработчики курса и опытные преподаватели с профильным образованием, возможность обратной связи и проверки домашних заданий.

  • Бесплатный пробный урок или фрагмент курса, наличие положительных отзывов.

Список примерных тем для изучения:

  • В начальной школе: деньги и операции с ними, история денег, потребности человека, доходы и расходы, семейный бюджет, первые сбережения, валюта, финансовые цели, основы финансовой безопасности, кибербезопасность.

  • В старшей школе: деньги и общество, планирование личного бюджета, предпринимательство, финансовые инструменты и услуги, банк и банковские услуги, кредитование, страхование, инвестиции, финансовое мошенничество и способы защиты.

В программу курса обязательно должны входить злободневные темы: кибербезопасность, покупки в играх, критическое восприятие рекламы, распознавание уловок мошенников.

RIA_8323161.HR.jpg Константин Михальчевский/РИА Новости

«Учредители и преподавательский состав должны обладать практическим опытом работы на финансовом рынке», — добавляет управляющий директор инвесткомпании "Риком-Траст" Дмитрий Целищев. Хорошим сигналом служит аккредитация или коллаборация школы с ведущими экономическими вузами страны.

Признаки бесполезного курса перечисляют в РАНХиГС: расплывчатая программа, обещания «быстрого обогащения», отсутствие информации о преподавателе, упор на продажи.

«Если реклама обещает научить детей 8-10 лет разбираться в ценных бумагах и криптовалютах, то такой курс не просто слишком сложен, он может даже навредить, сформировав у ребенка ожидание быстрого и легкого заработка, — поясняет Дарья Леушина. — Ребенок запомнит модные слова „блокчейн“, „акция“, но не поймет их сути».

В АРФГ подтверждают: у детей до 12 лет не должно быть сложных терминов, объяснения работы сложных финансовых структур, инвестирования. «Необходимо, чтобы к таким темам педагоги приводили детей после изучения основ финансовой грамотности, — говорит Ольга Андреева. — Например, тематику для детей 15-16 лет можно сравнить с Единой рамкой компетенций».

Также следует поинтересоваться, по каким учебным пособиям работают педагоги, входят ли они в список рекомендованных Министерством просвещения РФ. Для хороших курсов важен принцип «преемственности содержания» — то, чем руководствуются профессиональные педагоги и методисты.

«Из начальной школы ребенок уже знает, что такое деньги и бюджет семьи, — рассуждает Дарья Леушина из НИУ ВШЭ. — В средней школе он узнает, как семья может их приумножить с помощью вклада или накопительного счета, или откуда взять деньги, если возникли незапланированные траты, каковы последствия кредитования».

Впоследствии добавляются новые блоки: налоги, страхование, основы предпринимательства, социальная защита и пенсионное обеспечение. И уже в старших классах изучают ценные бумаги и другие варианты инвестирования.

Бесплатные курсы против платных

Надежность курса определяется не его стоимостью, а качеством контента и компетенцией преподавателей, убеждена Нина Гукасова из РАНХиГС. По ее оценке:

  • Бесплатные курсы при школах, библиотеках, государственных центрах часто основаны на качественных федеральных методических разработках. Их преимущество — доступность и социальная ориентированность.

  • Платные курсы могут предлагать более глубокую проработку тем, индивидуальный подход, малочисленные группы и авторские методики.

Во многом выбор зависит от поставленных семьей целей и задач. «Увлечь ребенка темой финансовой грамотности, выявить у него интерес к подобным занятиям, определить подходящий формат обучения — все это возможно на бесплатных курсах», — убеждена Юлия Ломбина из Мосфинагентства.

Если родители видят, что ребенок заинтересован темой, то уместно добавить системный и последовательный подход, который предлагают платные курсы, говорит наша собеседница.

Надо ли записывать ребенка на курсы, если ему это неинтересно? Однозначно нет, считают специалисты.

Нина Гукасова отмечает, что интерес к изучению финансов формируется в двух случаях:

  • Когда ребенок видит практическую значимость знаний — сможет сам накопить на желаемую вещь, понять, как избежать обмана.

  • Когда среда (семья, сверстники на курсах) делает этот процесс интересным — через игры, соревнования, проекты.

«Дошкольников и младших школьников сначала надо заинтересовать тематикой в целом, через игры, мультфильмы, разные форматы онлайн приложений для повышения финансовой грамотности», — поясняет Ольга Андреева.

Эксперт «Актион Образование» Екатерина Худякова убеждена: финансовая грамотность куда эффективнее формируется в повседневной жизни, нежели на занятиях из-под палки.

В Мосфинагентстве советуют чаще обсуждать в присутствии детей то, как ваши финансовые решения помогают достичь хороших результатов. «Когда у ребенка появляется внутренний финансовый вопрос, он сам будет искать на него ответ через уроки по нужным темам, так как это будет ответом на его запрос, а не родительское принуждение», — заключает Юлия Ломбина.

RIA_8980538.HR.jpg Екатерина Чеснокова/РИА Новости

Подписывайтесь на наш канал в MAX