Цифровое детство: как подготовить ребенка к выходу в Сеть

9 сентября 2025
Время чтения: 19 минут
Виталий Аньков/РИА Новости

Дети с ранних лет погружаются в цифровую среду, будь то мультфильмы на планшете, онлайн-игры или развивающие приложения. Задача родителей — сократить экранное время и защитить ребенка от возможных киберугроз. Объясняем, как научить детей осознанному использованию интернета и какие способы эффективны в разных возрастах.

Гаджет вместо погремушки

Еще лет десять назад ребенок начинал знакомство с интернетом в младших классах школы. Сегодня это происходит гораздо раньше. Ученые утверждают: уже на первом году жизни большинство малышей так или иначе взаимодействуют с гаджетами, а к дошкольному возрасту становятся их активными пользователями.

Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) совместно с Альянсом по защите детей в цифровой среде разработал учебно-методическое пособие «Риски в цифровой среде». Авторы отмечают: в разных возрастах ребенок сталкивается с разными цифровыми угрозами, и реакция на них тоже связана с конкретным этапом развития личности. То, что для подростка может быть вопросом выбора и ответственности, для дошкольника — источник непонимания и стрессовых ситуаций.

Это значит, что навыки цифровой грамотности и критического мышления необходимо формировать с раннего детства, при этом учитывая возрастные особенности психики.

Дошкольный возраст: первый опыт и первые вызовы

Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет) — время интенсивного психического развития. Ведущая деятельность ребенка — игра, благодаря которой он осваивает социальные роли, развивает воображение, учится подчинять свое поведение правилам.

Ученые выделяют три группы мотивов, которые руководят детьми в этом возрасте:

  • Игровой мотив. В игре реализуется желание ребенка быть самостоятельным, отсюда — стремление детей каждое действие превратить в забаву.

  • Социальный — желание принести пользу, поиск своего места в коллективе и способов взаимодействия со взрослыми и другими детьми.

  • Нравственный — освоение ребенком культурных и этических норм поведения, понимание последствий своих поступков.

К семи годам у ребенка формируется соподчинение мотивов: одни доминируют, другие отходят на второй план. Если начинает превалировать игра, это может наложить отпечаток и на поведение, и на восприятие окружающего мира в дальнейшем.

По данным ВОЗ, детям до двух лет вообще не рекомендуется пребывать перед экраном, а в возрасте от двух до четырех лет — не более 60 минут в день, причем совместно с взрослым. Российские СанПиН устанавливают еще более строгие рамки для детских садов: до пяти лет гаджеты на занятиях не используются, в пять лет допустимо не более 10 минут в день, а в шесть-семь лет — максимум 15 минут.

Однако реальность часто иная. Опросы показывают, что в некоторых регионах, к примеру, в Якутии, дошкольники проводят перед экранами в среднем по 3-4 часа в день, причем львиная доля времени уходит на просмотр мультфильмов и игры. В целом же мобильными играми увлечены 70,1% дошкольников, и популярность их год от года растет.

Риски дошкольного возраста

Превышение норм экранного времени может привести к бессоннице, перееданию и набору лишнего веса, трудностям в развитии речи, уменьшению словарного запаса, росту агрессивности и тревожности. Снижается интерес к продуктивным видам деятельности, например, к рисованию или конструированию.

Алгоритмы видеохостингов подбирают контент, максимально удерживающий внимание, часто однотипный, что сужает кругозор ребенка. Даже детские приложения нередко содержат скрытую рекламу и призывы к покупкам. Встроенные ссылки скрываются за яркими баннерами и могут вести на сайты, содержащие сцены насилия, нецензурную речь.

Еще один риск — случайная установка на родительский гаджет вредоносных программ, вирусов, шпионского программного обеспечения. О них могут свидетельствовать частые запросы на перезагрузку устройства, навязчивое появление всплывающих окон. Поэтому надо стараться быть рядом, когда ребенок выходит в интернет.

 «Самая уязвимая категория»: с какими угрозами сталкиваются дети в интернете и как их защитить Читайте по теме «Самая уязвимая категория»: с какими угрозами сталкиваются дети в интернете и как их защитить 01 июня 2024

Современные дети способны делать несколько дел одновременно, не отрываясь от гаджета. Многие родители этим даже гордятся.

«Эффективность одновременного выполнения нескольких задач значительно ниже, чем последовательного выполнения каждой отдельно, — убеждены в Альянсе по защите детей в цифровой среде. — Ребенок, параллельно смотрящий в телефон, слушающий музыку и разговаривающий, часто теряет глубину восприятия информации. У него снижается концентрация внимания, повышается уровень стресса, уменьшается продуктивность».

В Альянсе советуют развивать у детей способность фокусироваться на одном занятии, предлагать им спокойные, монозадачные виды деятельности, например, рисование, чтение, рукоделие.

Рекомендации родителям:

  • Постарайтесь прекратить взаимодействие ребенка с экранами хотя бы за час до сна. Желательно не размещать в детских комнатах телевизор, компьютер, не оставлять ребенку на ночь планшет.

  • Установите ограничения по доступному контенту, используя программы родительского контроля и фильтры поиска.

  • Не используйте гаджеты для отвлечения и успокоения ребенка. Они не должны становиться «няней», средством награды или наказания.

  • Учите детей самоконтролю. Можно договориться о том, что ребенок посмотрит только одну серию мультфильма или пройдет два-три уровня игры, заводите будильник в качестве таймера.

Психологи советуют вместе с ребенком создать наглядное расписание его дня. Для этого подойдут, например, картинки с изображением предметов быта: зубной щетки — для утреннего и вечернего туалета, тарелки — для приема пищи. Изображение планшета в расписании будет обозначать время, отведенное на интернет.

Подавайте пример: не пользуйтесь телефонами во время еды, не зависайте в компьютере по вечерам. Избегайте «двойных посланий»: когда мама говорит одно, а делает другое, дошкольник не понимает, чему верить — словам или действиям.

Начинайте приобщать ребенка к азам финансовой грамотности. Сходите с ним в магазин, покажите, сколько продуктов можно купить на 100, 500, 1000 рублей, соотнесите цену шоколадки со стоимостью услуг провайдера.

Играйте с ребенком в настольные игры, например, в «Монополию Junior». Так у него быстрее сформируются базовые представления об экономике.

Расскажите, почему цифровая гигиена не менее важна, чем чистка зубов. Объясните, что личные данные (имя, фамилию, адрес, телефон и т. д.) нельзя сообщать посторонним — ни на улице, ни в интернете.

Что предложить взамен гаджетов

  • Если ребенок уже умеет читать, всячески приветствуйте это. Можно придумать семейную традицию, связанную с чтением, или вручать сюрприз за каждую прочитанную книгу.

  • Просмотр диафильмов — забытая альтернатива мультикам. Процесс показа диафильма воспринимается как таинство и тем самым увлекает ребенка.

  • Научные эксперименты. Можно подарить ребенку набор юного химика, вместе сделать «вулкан» или изучить феномен ньютоновской жидкости.

  • Дети обычно любят сюжетно-ролевые игры. Попробуйте записать ребенка в театральную студию, где его интересы разделят сверстники.

  • Поощряйте детей разными формами совместного досуга: походом в зоопарк, в парк развлечений, прогулкой на речном трамвайчике.

RIA_8348763.HR.jpg
Владимир Федоренко/РИА Новости

Младший школьный возраст: учимся быть самостоятельным

В 7-10 лет у детей развивается произвольное внимание, логическое мышление и способность планировать. На первый план выходит учеба, но игры и самоидентификация по-прежнему важны. Притягательность интернета возрастает.

Ребята осваивают более сложные онлайн-игры, заводят аккаунты в социальных сетях, устанавливают мессенджеры. Согласно опросу родителей, проведенному «Лабораторией Касперского», у 89% детей в 7–10 лет есть собственный смартфон или планшет.

«Уже в младшем школьном возрасте у ребенка может сформироваться зависимость от компьютера и интернета, — предупреждают психологи МППГУ. — Характерным признаком является постоянная потребность быть онлайн: общаться в соцсетях, скролить ленту, смотреть видеоролики и так далее».

Еще один признак зависимости — ярость или депрессия, в которую впадает ребенок из-за того, что ему ограничили экранное время.

По сути, симптомы те же, что и у дошкольников, только выражены ярче, а пребывание в Сети мешает учебе и освоению социальных навыков. Если на просьбу сделать уроки, вынести мусор или помыть посуду юный геймер реагирует неадекватно, это тревожный звонок.

В таких случаях стоит задуматься о причинах чрезмерного увлечения ребенка интернетом. Возможно, дело в том стиле воспитания, который практикуется в семье. Авторитарный стиль (когда ребенку ничего нельзя делать без спроса) и попустительский (делай, что хочешь, потому что не до тебя) могут провоцировать «побег» в виртуальный мир. Детям не хватает свободы самовыражения, тогда как интернет предоставляет для этого множество способов. При попустительском стиле недостает родительского внимания, зато в соцсетях можно восполнить этот дефицит с лихвой.

Как найти компромисс между играми и учебой

Школьники часто пользуются образовательными приложениями, смотрят обучающие видео, учатся работать в разных программах, выполняют домашние задания в электронном формате. Уроки информатики тоже никто не отменял. Между тем, по нормативам в 1–4 классах время непрерывной работы за компьютером в учебных целях не должно превышать 20 минут.

С началом учебного года юным интернет-пользователям приходится выходить из зоны комфорта, к которой они привыкли на каникулах. Ведь экранное время — «не резиновое».

«Установите совместно с ребенком четкий график пользования гаджетами, учитывая школьные нагрузки, — рекомендуют в Альянсе по защите детей в цифровой среде. — Объясните, почему ограничения необходимы: чтобы избежать переутомления глаз, сохранить концентрацию внимания и обеспечить баланс между учебой и отдыхом».

Результат может принести и открытый диалог с детьми, рассказ родителей о собственных трудностях перехода от отдыха к учебе и способах адаптации.

«Предлагайте дошкольникам альтернативные способы организации досуга: чтение книг, занятия спортом, семейные мероприятия, — перечисляют в Альянсе. — Это позволит ребенку увидеть ценность офлайн-взаимодействия и уменьшить зависимость от экрана».

 Интернет-зависимость у ребенка: как определить и помочь справиться с ней Читайте по теме Интернет-зависимость у ребенка: как определить и помочь справиться с ней 08 мая 2023

Риски младшего школьного возраста

В возрасте 7-10 лет вероятность столкновения с нежелательным интернет-контентом, вовлечения в опасные челленджи, азартные игры возрастает. Риски делятся на несколько блоков.

Криминализация

«Риски криминализации связаны с формированием у детей ложных представлений о нормах социально одобряемого поведения, — утверждают авторы методического пособия МППГУ. — В криминальных сообществах могут пропагандироваться деструктивные идеи: проявление агрессии и жестокости, употребление и распространение запрещенных веществ, экстремизм».

Незнакомцы пишут детям в социальных сетях и под видом «добрых дел» просят что-то совершить, например, отыскать семейные драгоценности и передать курьеру, чтобы тот отвез их в «безопасное» место. Злоумышленники манипулируют детской психикой, уговаривают, угрожают, шантажируют, заставляют совершать противоправные действия.

Возраст уголовной ответственности наступает с 16 лет, а по тяжким преступлениям — с 14. Даже если младшеклассник нарушит закон, его смогут привлечь к ответственности. Но психологическая травма останется на всю жизнь.

Нельзя сообщать личные данные незнакомцам — аксиома. Но зачастую на слово «нельзя» ребенок реагирует специфически: «А что, правда нельзя? Проверим». Существуют ли не запретительные, а мотивирующие методики?

«Одной из эффективных методик является игровой подход, например, создание квестов или соревнований по выявлению фейковых аккаунтов, распознанию спама и фишинга, — поясняют в Альянсе по защите детей в цифровой среде. — Подобные практики позволяют детям почувствовать себя героями детективных историй, повышая интерес и вовлечение».

Также полезны истории успеха реальных пользователей, сумевших противостоять попыткам взлома или обману. «Привлекательность достижения цели повышает уровень мотивации, заставляя ребенка самостоятельно углубляться в изучение вопросов цифровой безопасности», — добавляют в Альянсе.

Рекомендации родителям:

  • Просматривайте соцсети и мессенджеры ребенка, обращайте внимание на сообщества, в которых он состоит.

  • Приведите примеры того, чем могут закончиться спонтанные онлайн-знакомства, пообещайте поддержку вне зависимости от ситуации.

  • Намекните ребенку, что гордитесь тем, какой он взрослый и ответственный, похвалите за то, что он запросто может распознать киберпреступника, а заодно и дайте пару советов на эту тему.

  • Поинтересуйтесь, понимает ли ребенок значение жаргонных слов, которые появились в его лексиконе.

  • Обсуждайте с детьми поступки героев фильмов и книг, поднимайте вопросы, связанные с нормами поведения в обществе.

RIA_2953404.HR.jpg
Владимир Трефилов/РИА Новости

Денежные отношения

В игровых чатах часто предлагают за деньги прокачать способности персонажа в игре, приобрести игровую валюту по сходному курсу, сорвать куш в лотерее. Дети охотно откликаются, ведь критическое мышление в этом возрасте только начинает развиваться.

Доступ к маркетплейсам тоже несет риски. Демонстрация товара зачастую сопровождается игрой на эмоциях, контекстной рекламой. Ребенок не способен в полной мере сопоставить качество и стоимость вещей, поэтому рискует заказать продукт, способный нанести вред здоровью, или заплатить за него втридорога.

Покупки в интернете младшеклассники оплачивают с родительских карт. Если не отслеживать активность ребенка, она обернется дырой в семейном бюджете.

Присмотритесь к финансовой модели отношений в семье.

«Одни родители готовы оплатить любые покупки детей, таким образом формируя у младшего школьника чувство вседозволенности и попустительского отношения к деньгам, — поясняют в МППГУ. — Другие, напротив, открыто осуждают ребенка, ругают за необоснованные желания. Обе стратегии являются непродуктивными».

Рекомендации родителям:

  • Создавайте условия для получения ребенком сильных положительных эмоций не от шопинга, а от посещения театра, концертов, выставок.

  • Развивайте финансовую грамотность, учите сравнивать цены, прививайте навык «наилучшего выбора».

  • Напоминайте о важности сохранения в тайне паролей, приватной информации о себе. Учите ребенка не оставлять цифровые следы.

Психологическое насилие

Кибербуллинг — это электронная травля жертвы в Сети. Агрессор применяет «запрещенные приемы» — распространение оскорбительных слухов, обидных прозвищ, угроз в адрес жертвы, публикацию унизительных фотографий или видео. Дети, как правило, сталкиваются с этим в мессенджерах и соцсетях, а преследуют их чаще всего ровесники.

«Чем младше ребенок, тем острее он воспринимает нападки одноклассников, поскольку формирование личности и системы ценностей еще не завершены», — поясняют в Альянсе по защите детей в цифровой среде.

Груминг — это установление доверительных отношений взрослого с ребенком ради домогательств и последующего шантажа. Грумеры пытаются изолировать жертву от семьи и друзей, чтобы стать для нее единственным источником поддержки. У детей в этом возрасте, как правило, отсутствуют базовые представления о границах личного пространства.

Жертвам психологического насилия становится сложно сосредоточиться на уроках, снижается успеваемость, падает самооценка, возникают депрессия, апатия, бессонница, чувство одиночества, психосоматические расстройства. Страх, вина и стыд способны привести к суициду.

«Последствия кибербуллинга могут быть серьезными, несмотря на отсутствие физического контакта, — говорят в Альянсе. — Даже если технически возможно удалить негативные публикации, моральный вред остается значительным».

Рекомендации родителям

  • Помогите заблокировать источник агрессии. Постарайтесь зафиксировать факты агрессии в Сети, чтобы доказать вину обидчика. Действуйте социально приемлемым путем.

  • О школьном кибербуллинге сообщите педагогам: ребенку важно восстановить отношения с одноклассниками. Можно обратиться за помощью в Школьную службу примирения.

  • Учите детей контролировать эмоции. Прежде чем писать и отправлять сообщения, необходимо подумать о последствиях для себя и для других.

  • Расскажите ребенку о «Правиле трусиков». Оно включает следующие положения:

1) твои интимные части тела принадлежат только тебе;

2) никто не вправе без разрешения прикасаться к тебе, тем более причинять боль;

3) умей говорить «нет» и отстаивать свои границы;

4) не присылай свои фотографии незнакомцам;

5) ты всегда можешь поделиться своими сомнениями с близкими и спросить совета.

 Тактика доверия: как защитить ребенка от киберугроз Читайте по теме Тактика доверия: как защитить ребенка от киберугроз 08 июля 2025

Подростковый возраст: критический взгляд и личная ответственность

В 11–17 лет приоритетом становится общение со сверстниками и формирование собственной идентичности. Ребенок учится смотреть на себя со стороны, оценивать собственные мысли и поступки, примеряет разные социальные роли.

«В этом возрасте дети, как правило, уже обладают высоким уровнем развития цифровых навыков и способны не только потреблять, но и активно производить цифровой контент, — отмечают авторы пособия „Риски в цифровой среде“. — На этапе ранней взрослости родители уже практически никак не влияют на цифровую социализацию своих детей».

Подросток копирует формы поведения, которые ассоциируются со «взрослостью» — употребление нецензурных слов, вредные привычки, азартные игры. Но подражание — это лишь внешняя сторона. Ощущение тревоги, страха перед несовершенством мира, желание «прибиться к стае» естественны на стадии взросления.

В том, что подростки «зависают» в интернете, есть и плюсы, и минусы. На одной чаше весов — расширение социальных контактов, укрепление межличностных связей благодаря обмену сообщениями, фото и видеоконтентом 24/7. На другой — риск столкнуться с киберпреступниками и быть использованным «втемную» для совершения противоправных действий.

8580818.HR.jpg
Сергей Пятаков/РИА Новости

Риски подросткового возраста

Подростки в Сети могут сталкиваться с киберагрессией, шантажом, вовлечением в криминальные сообщества или экстремистские группы. Не редкость — маркетинговое давление в виде предложений быстрого заработка или онлайн-казино. Но к самым частым рискам относится интернет-зависимость, или же аддикция.

Интернет-зависимость

При таком сценарии подросток буквально не в силах «оторваться» от предмета зависимости, вплоть до нежелания прерваться на обед или ужин. В присутствии родителей он убирает смартфон в карман, но спустя пару минут снова рефлекторно достает. Самый неприятные последствия интернет-зависимости — полный «уход» из жизни в реальном мире и «погружение» в виртуальную реальность.

«Подростковый возраст характеризуется повышенной зависимостью от социальных сетей и гаджетов, — подтверждают в Альянсе по защите детей в цифровой среде. — Причина — в желании соответствовать ожиданиям сверстников и получать социальное одобрение. Если ребенок не в силах расстаться со смартфоном, это говорит о сформированной аддикции».

Родители могут обсудить этот аспект открыто, спросить, почему ему сложно соблюдать договоренности, и вместе искать компромиссные решения.

Любые запреты вызывают сопротивление, особенно среди подростков. Вместо жестких ограничений лучше создавать условия, в которых необходимость пользоваться устройством снижается естественным образом.

«Можно устраивать совместные активности вне дома, поощрять спортивные секции, кружки, хобби, требующие активного участия и минимального использования гаджета», — перечисляют в Альянсе.

Рекомендации родителям:

  • Любым способом поддерживайте контакт с подростком, не давайте ему замыкаться в виртуальном мире, ищите совместные занятия вне Сети.

  • Не оставляйте ребенка наедине с его проблемами. Несмотря на показное стремление к самостоятельности, подростки нуждаются в поддержке, в эмоциональных ресурсах семьи.

Дети должны знать, что всегда могут обратиться к вам за помощью, что в любой ситуации вы не осудите их, но поможете вместе найти решение.

Вовлечение в криминал

Еще одним риском является навязывание детям криминальных ценностей, приобщение к криминальной, «воровской» субкультуре.

«Субкультура идеализирует и романтизирует криминальный образ жизни, оставляя „за кадром“ жесткие законы и иерархию, антиморальные поступки, — говорится в методичке МГППУ. — Подростков привлекает возможность утвердиться в группе сверстников, получить власть и повысить свою самооценку».

Признаки увлечения криминальной культурой:

  • ребенок просматривает специфичный контент о тюремной жизни и «воровских законах»;

  • может употреблять лексику и пытаться жить «по понятиям»;

  • вступает в интернет-сообщества с тюремной тематикой, собирает деньги «на зону»;

  • может сделать татуировку с криминальной символикой.

Рекомендации родителям:

Предупреждайте детей о возможных последствиях правонарушений, формируйте установку на то, что жить по закону — это «круто». Альтернативой «криминальной романтике» может стать, например, волонтерство.

Обсуждайте с ребенком его возможный жизненный путь, профессиональную карьеру, и вообще все, что способно заполнить вакуум ценностей и смыслов.

 Кошелек или кибержизнь: как защитить детей от мошенников Читайте по теме Кошелек или кибержизнь: как защитить детей от мошенников 23 мая 2025

Радикализация и экстремизм

Подростков, страдающих от дефицита поддержки и признания, в интернете подстерегают вербовщики. Они по-своему объясняют «несправедливость этого мира» и предлагают ее исправить. Ребят могут вовлекать в различные акции — от несанкционированных митингов до активации взрывных устройств.

«В условиях информационной войны дети и подростки являются прекрасной мишенью для экстремистских и террористических сообществ, — подтверждают психологи. — „Наставники“ специально подбирают детей, которые мало общаются со сверстниками и родителями, так как им „важно сохранять тайну“».

Следует насторожиться, если ребенок стал экспрессивно выражать недовольство существующими порядками, изучать контент, связанный с экстремизмом, носить одежду с запрещенной символикой, употреблять специфические аббревиатуры.

«Разговоры о бдительности уместны, но важно избегать чрезмерного акцента на угрозах извне, — отмечают в Альянсе по защите детей в цифровой среде. — Попытайтесь научить ребенка самостоятельно анализировать информацию, отличать надежные источники от недостоверных, фильтровать контент и осознавать ловушки, встречающиеся в интернете».

Рекомендации родителям:

  • В подростковом возрасте тотальный контроль и авторитарный стиль общения неприемлемы: ребенок начнет «скрываться» от вас, и вы рискуете полностью утратить с ним контакт.

  • Обсуждайте с ребенком, что нового в Сети он узнал в последнее время.

  • Если поведение подростка резко изменилось, постарайтесь понять причины. Привлекайте психологов, а в экстренном случае и правоохранительные органы.

Продажа запрещенных веществ, дроппинг, шопоголизм

Еще один сетевой риск — предложения попробовать наркотик. Подростку обещают расширить «границы сознания», испытать новые ощущения, и он соглашается, особенно под влиянием сверстников или ребят чуть постарше, чтобы доказать им свою «взрослость». Первая доза бывает бесплатной, а вот за остальные придется дорого заплатить. Дилеры предлагают подросткам стать распространителями запрещенных веществ, соблазняя возможностью подзаработать на статусные вещи, например, гаджеты и модные кроссовки, развлечения.

С недавних пор мошенники вовлекают несовершеннолетних, у которых есть банковские карты, в незаконное обналичивание средств — дроппинг.

«В основном это касается старших подростков, студентов колледжей, — поясняют в МППГУ. — На карту ребенка предлагают перевести деньги, которые надо обналичить и передать по указанному адресу, оставив немного себе за труды. Для чего предназначены эти деньги, ребенок обычно не задумывается».

Дети чаще всего сталкиваются с финансовыми рисками в возрасте около 12-14 лет, говорят в Альянсе по защите детей в цифровой среде. Именно тогда начинают активно развиваться социальные сети, появляется желание купить дорогие вещи, поучаствовать в играх с микротранзакциями, испытать удачу в азартных играх.

Подработка на каникулах поможет подростку понять, какой ценой даются деньги, полагают в Альянсе. Но важно учитывать индивидуальные особенности ребенка: некоторые могут воспринять такую практику как дополнительную нагрузку, и вместо тяги к труду возникнет желание от него увильнуть.
Кроме того, родители должны объяснить ребенку, как искать первую подработку, какие риски могут скрывать предложения со слишком привлекательными условиями оплаты.

«Эффективнее сочетать теорию с практикой: учить ребенка планировать расходы, ставить финансовые цели, понимать основы инвестиций и кредитования, — уверены в Альянсе. — Таким образом, ребенок научится ценить деньги, приобретет полезные навыки управления бюджетом и избежит финансовых ловушек».

Рекомендации родителям:

  • Если у ребенка появились новые дорогие вещи, которые вы не покупали, постарайтесь выяснить их происхождение.

  • Научите подростка умению отказываться от сомнительных предложений подзаработать, не искушаться, говорить твердое «нет».

  • Помогите ребенку найти собственный источник небольшого дохода социально приемлемым путем.

О каком бы возрасте детей ни шла речь, важно помнить: роль взрослых — не в тотальном контроле, а в сочетании доверия и поддержки. Ребенок должен знать: он может рассказать родителям о любой проблеме в Сети, в том числе и про собственные оплошности. Это и есть ключ к безопасному и осознанному использованию интернета.