Дети с ранних лет погружаются в цифровую среду, будь то мультфильмы на планшете, онлайн-игры или развивающие приложения. Задача родителей — сократить экранное время и защитить ребенка от возможных киберугроз. Объясняем, как научить детей осознанному использованию интернета и какие способы эффективны в разных возрастах.
Гаджет вместо погремушки
Еще лет десять назад ребенок начинал знакомство с интернетом в младших классах школы. Сегодня это происходит гораздо раньше. Ученые утверждают: уже на первом году жизни большинство малышей так или иначе взаимодействуют с гаджетами, а к дошкольному возрасту становятся их активными пользователями.
Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) совместно с Альянсом по защите детей в цифровой среде разработал учебно-методическое пособие «Риски в цифровой среде». Авторы отмечают: в разных возрастах ребенок сталкивается с разными цифровыми угрозами, и реакция на них тоже связана с конкретным этапом развития личности. То, что для подростка может быть вопросом выбора и ответственности, для дошкольника — источник непонимания и стрессовых ситуаций.
Это значит, что навыки цифровой грамотности и критического мышления необходимо формировать с раннего детства, при этом учитывая возрастные особенности психики.
Дошкольный возраст: первый опыт и первые вызовы
Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет) — время интенсивного психического развития. Ведущая деятельность ребенка — игра, благодаря которой он осваивает социальные роли, развивает воображение, учится подчинять свое поведение правилам.
Ученые выделяют три группы мотивов, которые руководят детьми в этом возрасте:
-
Игровой мотив. В игре реализуется желание ребенка быть самостоятельным, отсюда — стремление детей каждое действие превратить в забаву.
-
Социальный — желание принести пользу, поиск своего места в коллективе и способов взаимодействия со взрослыми и другими детьми.
-
Нравственный — освоение ребенком культурных и этических норм поведения, понимание последствий своих поступков.
К семи годам у ребенка формируется соподчинение мотивов: одни доминируют, другие отходят на второй план. Если начинает превалировать игра, это может наложить отпечаток и на поведение, и на восприятие окружающего мира в дальнейшем.
По данным ВОЗ, детям до двух лет вообще не рекомендуется пребывать перед экраном, а в возрасте от двух до четырех лет — не более 60 минут в день, причем совместно с взрослым. Российские СанПиН устанавливают еще более строгие рамки для детских садов: до пяти лет гаджеты на занятиях не используются, в пять лет допустимо не более 10 минут в день, а в шесть-семь лет — максимум 15 минут.
Однако реальность часто иная. Опросы показывают, что в некоторых регионах, к примеру, в Якутии, дошкольники проводят перед экранами в среднем по 3-4 часа в день, причем львиная доля времени уходит на просмотр мультфильмов и игры. В целом же мобильными играми увлечены 70,1% дошкольников, и популярность их год от года растет.
Риски дошкольного возраста
Превышение норм экранного времени может привести к бессоннице, перееданию и набору лишнего веса, трудностям в развитии речи, уменьшению словарного запаса, росту агрессивности и тревожности. Снижается интерес к продуктивным видам деятельности, например, к рисованию или конструированию.
Алгоритмы видеохостингов подбирают контент, максимально удерживающий внимание, часто однотипный, что сужает кругозор ребенка. Даже детские приложения нередко содержат скрытую рекламу и призывы к покупкам. Встроенные ссылки скрываются за яркими баннерами и могут вести на сайты, содержащие сцены насилия, нецензурную речь.
Еще один риск — случайная установка на родительский гаджет вредоносных программ, вирусов, шпионского программного обеспечения. О них могут свидетельствовать частые запросы на перезагрузку устройства, навязчивое появление всплывающих окон. Поэтому надо стараться быть рядом, когда ребенок выходит в интернет.

Современные дети способны делать несколько дел одновременно, не отрываясь от гаджета. Многие родители этим даже гордятся.
«Эффективность одновременного выполнения нескольких задач значительно ниже, чем последовательного выполнения каждой отдельно, — убеждены в Альянсе по защите детей в цифровой среде. — Ребенок, параллельно смотрящий в телефон, слушающий музыку и разговаривающий, часто теряет глубину восприятия информации. У него снижается концентрация внимания, повышается уровень стресса, уменьшается продуктивность».
В Альянсе советуют развивать у детей способность фокусироваться на одном занятии, предлагать им спокойные, монозадачные виды деятельности, например, рисование, чтение, рукоделие.
Рекомендации родителям:
-
Постарайтесь прекратить взаимодействие ребенка с экранами хотя бы за час до сна. Желательно не размещать в детских комнатах телевизор, компьютер, не оставлять ребенку на ночь планшет.
-
Установите ограничения по доступному контенту, используя программы родительского контроля и фильтры поиска.
-
Не используйте гаджеты для отвлечения и успокоения ребенка. Они не должны становиться «няней», средством награды или наказания.
-
Учите детей самоконтролю. Можно договориться о том, что ребенок посмотрит только одну серию мультфильма или пройдет два-три уровня игры, заводите будильник в качестве таймера.
Психологи советуют вместе с ребенком создать наглядное расписание его дня. Для этого подойдут, например, картинки с изображением предметов быта: зубной щетки — для утреннего и вечернего туалета, тарелки — для приема пищи. Изображение планшета в расписании будет обозначать время, отведенное на интернет.
Подавайте пример: не пользуйтесь телефонами во время еды, не зависайте в компьютере по вечерам. Избегайте «двойных посланий»: когда мама говорит одно, а делает другое, дошкольник не понимает, чему верить — словам или действиям.
Начинайте приобщать ребенка к азам финансовой грамотности. Сходите с ним в магазин, покажите, сколько продуктов можно купить на 100, 500, 1000 рублей, соотнесите цену шоколадки со стоимостью услуг провайдера.
Играйте с ребенком в настольные игры, например, в «Монополию Junior». Так у него быстрее сформируются базовые представления об экономике.
Расскажите, почему цифровая гигиена не менее важна, чем чистка зубов. Объясните, что личные данные (имя, фамилию, адрес, телефон и т. д.) нельзя сообщать посторонним — ни на улице, ни в интернете.
Что предложить взамен гаджетов
-
Если ребенок уже умеет читать, всячески приветствуйте это. Можно придумать семейную традицию, связанную с чтением, или вручать сюрприз за каждую прочитанную книгу.
-
Просмотр диафильмов — забытая альтернатива мультикам. Процесс показа диафильма воспринимается как таинство и тем самым увлекает ребенка.
-
Научные эксперименты. Можно подарить ребенку набор юного химика, вместе сделать «вулкан» или изучить феномен ньютоновской жидкости.
-
Дети обычно любят сюжетно-ролевые игры. Попробуйте записать ребенка в театральную студию, где его интересы разделят сверстники.
-
Поощряйте детей разными формами совместного досуга: походом в зоопарк, в парк развлечений, прогулкой на речном трамвайчике.

Младший школьный возраст: учимся быть самостоятельным
В 7-10 лет у детей развивается произвольное внимание, логическое мышление и способность планировать. На первый план выходит учеба, но игры и самоидентификация по-прежнему важны. Притягательность интернета возрастает.
Ребята осваивают более сложные онлайн-игры, заводят аккаунты в социальных сетях, устанавливают мессенджеры. Согласно опросу родителей, проведенному «Лабораторией Касперского», у 89% детей в 7–10 лет есть собственный смартфон или планшет.
«Уже в младшем школьном возрасте у ребенка может сформироваться зависимость от компьютера и интернета, — предупреждают психологи МППГУ. — Характерным признаком является постоянная потребность быть онлайн: общаться в соцсетях, скролить ленту, смотреть видеоролики и так далее».
Еще один признак зависимости — ярость или депрессия, в которую впадает ребенок из-за того, что ему ограничили экранное время.
По сути, симптомы те же, что и у дошкольников, только выражены ярче, а пребывание в Сети мешает учебе и освоению социальных навыков. Если на просьбу сделать уроки, вынести мусор или помыть посуду юный геймер реагирует неадекватно, это тревожный звонок.
В таких случаях стоит задуматься о причинах чрезмерного увлечения ребенка интернетом. Возможно, дело в том стиле воспитания, который практикуется в семье. Авторитарный стиль (когда ребенку ничего нельзя делать без спроса) и попустительский (делай, что хочешь, потому что не до тебя) могут провоцировать «побег» в виртуальный мир. Детям не хватает свободы самовыражения, тогда как интернет предоставляет для этого множество способов. При попустительском стиле недостает родительского внимания, зато в соцсетях можно восполнить этот дефицит с лихвой.
Как найти компромисс между играми и учебой
Школьники часто пользуются образовательными приложениями, смотрят обучающие видео, учатся работать в разных программах, выполняют домашние задания в электронном формате. Уроки информатики тоже никто не отменял. Между тем, по нормативам в 1–4 классах время непрерывной работы за компьютером в учебных целях не должно превышать 20 минут.
С началом учебного года юным интернет-пользователям приходится выходить из зоны комфорта, к которой они привыкли на каникулах. Ведь экранное время — «не резиновое».
«Установите совместно с ребенком четкий график пользования гаджетами, учитывая школьные нагрузки, — рекомендуют в Альянсе по защите детей в цифровой среде. — Объясните, почему ограничения необходимы: чтобы избежать переутомления глаз, сохранить концентрацию внимания и обеспечить баланс между учебой и отдыхом».
Результат может принести и открытый диалог с детьми, рассказ родителей о собственных трудностях перехода от отдыха к учебе и способах адаптации.
«Предлагайте дошкольникам альтернативные способы организации досуга: чтение книг, занятия спортом, семейные мероприятия, — перечисляют в Альянсе. — Это позволит ребенку увидеть ценность офлайн-взаимодействия и уменьшить зависимость от экрана».

Риски младшего школьного возраста
В возрасте 7-10 лет вероятность столкновения с нежелательным интернет-контентом, вовлечения в опасные челленджи, азартные игры возрастает. Риски делятся на несколько блоков.
Криминализация
«Риски криминализации связаны с формированием у детей ложных представлений о нормах социально одобряемого поведения, — утверждают авторы методического пособия МППГУ. — В криминальных сообществах могут пропагандироваться деструктивные идеи: проявление агрессии и жестокости, употребление и распространение запрещенных веществ, экстремизм».
Незнакомцы пишут детям в социальных сетях и под видом «добрых дел» просят что-то совершить, например, отыскать семейные драгоценности и передать курьеру, чтобы тот отвез их в «безопасное» место. Злоумышленники манипулируют детской психикой, уговаривают, угрожают, шантажируют, заставляют совершать противоправные действия.
Возраст уголовной ответственности наступает с 16 лет, а по тяжким преступлениям — с 14. Даже если младшеклассник нарушит закон, его смогут привлечь к ответственности. Но психологическая травма останется на всю жизнь.
Нельзя сообщать личные данные незнакомцам — аксиома. Но зачастую на слово «нельзя» ребенок реагирует специфически: «А что, правда нельзя? Проверим». Существуют ли не запретительные, а мотивирующие методики?
«Одной из эффективных методик является игровой подход, например, создание квестов или соревнований по выявлению фейковых аккаунтов, распознанию спама и фишинга, — поясняют в Альянсе по защите детей в цифровой среде. — Подобные практики позволяют детям почувствовать себя героями детективных историй, повышая интерес и вовлечение».
Также полезны истории успеха реальных пользователей, сумевших противостоять попыткам взлома или обману. «Привлекательность достижения цели повышает уровень мотивации, заставляя ребенка самостоятельно углубляться в изучение вопросов цифровой безопасности», — добавляют в Альянсе.
Рекомендации родителям:
-
Просматривайте соцсети и мессенджеры ребенка, обращайте внимание на сообщества, в которых он состоит.
-
Приведите примеры того, чем могут закончиться спонтанные онлайн-знакомства, пообещайте поддержку вне зависимости от ситуации.
-
Намекните ребенку, что гордитесь тем, какой он взрослый и ответственный, похвалите за то, что он запросто может распознать киберпреступника, а заодно и дайте пару советов на эту тему.
-
Поинтересуйтесь, понимает ли ребенок значение жаргонных слов, которые появились в его лексиконе.
-
Обсуждайте с детьми поступки героев фильмов и книг, поднимайте вопросы, связанные с нормами поведения в обществе.

Денежные отношения
В игровых чатах часто предлагают за деньги прокачать способности персонажа в игре, приобрести игровую валюту по сходному курсу, сорвать куш в лотерее. Дети охотно откликаются, ведь критическое мышление в этом возрасте только начинает развиваться.
Доступ к маркетплейсам тоже несет риски. Демонстрация товара зачастую сопровождается игрой на эмоциях, контекстной рекламой. Ребенок не способен в полной мере сопоставить качество и стоимость вещей, поэтому рискует заказать продукт, способный нанести вред здоровью, или заплатить за него втридорога.
Покупки в интернете младшеклассники оплачивают с родительских карт. Если не отслеживать активность ребенка, она обернется дырой в семейном бюджете.
Присмотритесь к финансовой модели отношений в семье.
«Одни родители готовы оплатить любые покупки детей, таким образом формируя у младшего школьника чувство вседозволенности и попустительского отношения к деньгам, — поясняют в МППГУ. — Другие, напротив, открыто осуждают ребенка, ругают за необоснованные желания. Обе стратегии являются непродуктивными».
Рекомендации родителям:
-
Создавайте условия для получения ребенком сильных положительных эмоций не от шопинга, а от посещения театра, концертов, выставок.
-
Развивайте финансовую грамотность, учите сравнивать цены, прививайте навык «наилучшего выбора».
-
Напоминайте о важности сохранения в тайне паролей, приватной информации о себе. Учите ребенка не оставлять цифровые следы.
Психологическое насилие
Кибербуллинг — это электронная травля жертвы в Сети. Агрессор применяет «запрещенные приемы» — распространение оскорбительных слухов, обидных прозвищ, угроз в адрес жертвы, публикацию унизительных фотографий или видео. Дети, как правило, сталкиваются с этим в мессенджерах и соцсетях, а преследуют их чаще всего ровесники.
«Чем младше ребенок, тем острее он воспринимает нападки одноклассников, поскольку формирование личности и системы ценностей еще не завершены», — поясняют в Альянсе по защите детей в цифровой среде.
Груминг — это установление доверительных отношений взрослого с ребенком ради домогательств и последующего шантажа. Грумеры пытаются изолировать жертву от семьи и друзей, чтобы стать для нее единственным источником поддержки. У детей в этом возрасте, как правило, отсутствуют базовые представления о границах личного пространства.
Жертвам психологического насилия становится сложно сосредоточиться на уроках, снижается успеваемость, падает самооценка, возникают депрессия, апатия, бессонница, чувство одиночества, психосоматические расстройства. Страх, вина и стыд способны привести к суициду.
«Последствия кибербуллинга могут быть серьезными, несмотря на отсутствие физического контакта, — говорят в Альянсе. — Даже если технически возможно удалить негативные публикации, моральный вред остается значительным».
Рекомендации родителям
-
Помогите заблокировать источник агрессии. Постарайтесь зафиксировать факты агрессии в Сети, чтобы доказать вину обидчика. Действуйте социально приемлемым путем.
-
О школьном кибербуллинге сообщите педагогам: ребенку важно восстановить отношения с одноклассниками. Можно обратиться за помощью в Школьную службу примирения.
-
Учите детей контролировать эмоции. Прежде чем писать и отправлять сообщения, необходимо подумать о последствиях для себя и для других.
-
Расскажите ребенку о «Правиле трусиков». Оно включает следующие положения:
1) твои интимные части тела принадлежат только тебе;
2) никто не вправе без разрешения прикасаться к тебе, тем более причинять боль;
3) умей говорить «нет» и отстаивать свои границы;
4) не присылай свои фотографии незнакомцам;
5) ты всегда можешь поделиться своими сомнениями с близкими и спросить совета.

Подростковый возраст: критический взгляд и личная ответственность
В 11–17 лет приоритетом становится общение со сверстниками и формирование собственной идентичности. Ребенок учится смотреть на себя со стороны, оценивать собственные мысли и поступки, примеряет разные социальные роли.
«В этом возрасте дети, как правило, уже обладают высоким уровнем развития цифровых навыков и способны не только потреблять, но и активно производить цифровой контент, — отмечают авторы пособия „Риски в цифровой среде“. — На этапе ранней взрослости родители уже практически никак не влияют на цифровую социализацию своих детей».
Подросток копирует формы поведения, которые ассоциируются со «взрослостью» — употребление нецензурных слов, вредные привычки, азартные игры. Но подражание — это лишь внешняя сторона. Ощущение тревоги, страха перед несовершенством мира, желание «прибиться к стае» естественны на стадии взросления.
В том, что подростки «зависают» в интернете, есть и плюсы, и минусы. На одной чаше весов — расширение социальных контактов, укрепление межличностных связей благодаря обмену сообщениями, фото и видеоконтентом 24/7. На другой — риск столкнуться с киберпреступниками и быть использованным «втемную» для совершения противоправных действий.

Риски подросткового возраста
Подростки в Сети могут сталкиваться с киберагрессией, шантажом, вовлечением в криминальные сообщества или экстремистские группы. Не редкость — маркетинговое давление в виде предложений быстрого заработка или онлайн-казино. Но к самым частым рискам относится интернет-зависимость, или же аддикция.
Интернет-зависимость
При таком сценарии подросток буквально не в силах «оторваться» от предмета зависимости, вплоть до нежелания прерваться на обед или ужин. В присутствии родителей он убирает смартфон в карман, но спустя пару минут снова рефлекторно достает. Самый неприятные последствия интернет-зависимости — полный «уход» из жизни в реальном мире и «погружение» в виртуальную реальность.
«Подростковый возраст характеризуется повышенной зависимостью от социальных сетей и гаджетов, — подтверждают в Альянсе по защите детей в цифровой среде. — Причина — в желании соответствовать ожиданиям сверстников и получать социальное одобрение. Если ребенок не в силах расстаться со смартфоном, это говорит о сформированной аддикции».
Родители могут обсудить этот аспект открыто, спросить, почему ему сложно соблюдать договоренности, и вместе искать компромиссные решения.
Любые запреты вызывают сопротивление, особенно среди подростков. Вместо жестких ограничений лучше создавать условия, в которых необходимость пользоваться устройством снижается естественным образом.
«Можно устраивать совместные активности вне дома, поощрять спортивные секции, кружки, хобби, требующие активного участия и минимального использования гаджета», — перечисляют в Альянсе.
Рекомендации родителям:
-
Любым способом поддерживайте контакт с подростком, не давайте ему замыкаться в виртуальном мире, ищите совместные занятия вне Сети.
-
Не оставляйте ребенка наедине с его проблемами. Несмотря на показное стремление к самостоятельности, подростки нуждаются в поддержке, в эмоциональных ресурсах семьи.
Дети должны знать, что всегда могут обратиться к вам за помощью, что в любой ситуации вы не осудите их, но поможете вместе найти решение.
Вовлечение в криминал
Еще одним риском является навязывание детям криминальных ценностей, приобщение к криминальной, «воровской» субкультуре.
«Субкультура идеализирует и романтизирует криминальный образ жизни, оставляя „за кадром“ жесткие законы и иерархию, антиморальные поступки, — говорится в методичке МГППУ. — Подростков привлекает возможность утвердиться в группе сверстников, получить власть и повысить свою самооценку».
Признаки увлечения криминальной культурой:
-
ребенок просматривает специфичный контент о тюремной жизни и «воровских законах»;
-
может употреблять лексику и пытаться жить «по понятиям»;
-
вступает в интернет-сообщества с тюремной тематикой, собирает деньги «на зону»;
-
может сделать татуировку с криминальной символикой.
Рекомендации родителям:
Предупреждайте детей о возможных последствиях правонарушений, формируйте установку на то, что жить по закону — это «круто». Альтернативой «криминальной романтике» может стать, например, волонтерство.
Обсуждайте с ребенком его возможный жизненный путь, профессиональную карьеру, и вообще все, что способно заполнить вакуум ценностей и смыслов.

Радикализация и экстремизм
Подростков, страдающих от дефицита поддержки и признания, в интернете подстерегают вербовщики. Они по-своему объясняют «несправедливость этого мира» и предлагают ее исправить. Ребят могут вовлекать в различные акции — от несанкционированных митингов до активации взрывных устройств.
«В условиях информационной войны дети и подростки являются прекрасной мишенью для экстремистских и террористических сообществ, — подтверждают психологи. — „Наставники“ специально подбирают детей, которые мало общаются со сверстниками и родителями, так как им „важно сохранять тайну“».
Следует насторожиться, если ребенок стал экспрессивно выражать недовольство существующими порядками, изучать контент, связанный с экстремизмом, носить одежду с запрещенной символикой, употреблять специфические аббревиатуры.
«Разговоры о бдительности уместны, но важно избегать чрезмерного акцента на угрозах извне, — отмечают в Альянсе по защите детей в цифровой среде. — Попытайтесь научить ребенка самостоятельно анализировать информацию, отличать надежные источники от недостоверных, фильтровать контент и осознавать ловушки, встречающиеся в интернете».
Рекомендации родителям:
-
В подростковом возрасте тотальный контроль и авторитарный стиль общения неприемлемы: ребенок начнет «скрываться» от вас, и вы рискуете полностью утратить с ним контакт.
-
Обсуждайте с ребенком, что нового в Сети он узнал в последнее время.
-
Если поведение подростка резко изменилось, постарайтесь понять причины. Привлекайте психологов, а в экстренном случае и правоохранительные органы.
Продажа запрещенных веществ, дроппинг, шопоголизм
Еще один сетевой риск — предложения попробовать наркотик. Подростку обещают расширить «границы сознания», испытать новые ощущения, и он соглашается, особенно под влиянием сверстников или ребят чуть постарше, чтобы доказать им свою «взрослость». Первая доза бывает бесплатной, а вот за остальные придется дорого заплатить. Дилеры предлагают подросткам стать распространителями запрещенных веществ, соблазняя возможностью подзаработать на статусные вещи, например, гаджеты и модные кроссовки, развлечения.
С недавних пор мошенники вовлекают несовершеннолетних, у которых есть банковские карты, в незаконное обналичивание средств — дроппинг.
«В основном это касается старших подростков, студентов колледжей, — поясняют в МППГУ. — На карту ребенка предлагают перевести деньги, которые надо обналичить и передать по указанному адресу, оставив немного себе за труды. Для чего предназначены эти деньги, ребенок обычно не задумывается».
Дети чаще всего сталкиваются с финансовыми рисками в возрасте около 12-14 лет, говорят в Альянсе по защите детей в цифровой среде. Именно тогда начинают активно развиваться социальные сети, появляется желание купить дорогие вещи, поучаствовать в играх с микротранзакциями, испытать удачу в азартных играх.
Подработка на каникулах поможет подростку понять, какой ценой даются деньги, полагают в Альянсе. Но важно учитывать индивидуальные особенности ребенка: некоторые могут воспринять такую практику как дополнительную нагрузку, и вместо тяги к труду возникнет желание от него увильнуть.Кроме того, родители должны объяснить ребенку, как искать первую подработку, какие риски могут скрывать предложения со слишком привлекательными условиями оплаты.
«Эффективнее сочетать теорию с практикой: учить ребенка планировать расходы, ставить финансовые цели, понимать основы инвестиций и кредитования, — уверены в Альянсе. — Таким образом, ребенок научится ценить деньги, приобретет полезные навыки управления бюджетом и избежит финансовых ловушек».
Рекомендации родителям:
-
Если у ребенка появились новые дорогие вещи, которые вы не покупали, постарайтесь выяснить их происхождение.
-
Научите подростка умению отказываться от сомнительных предложений подзаработать, не искушаться, говорить твердое «нет».
-
Помогите ребенку найти собственный источник небольшого дохода социально приемлемым путем.
О каком бы возрасте детей ни шла речь, важно помнить: роль взрослых — не в тотальном контроле, а в сочетании доверия и поддержки. Ребенок должен знать: он может рассказать родителям о любой проблеме в Сети, в том числе и про собственные оплошности. Это и есть ключ к безопасному и осознанному использованию интернета.