Когда молчание не золото: как помочь ребенку с развитием речи

15 декабря 2025
Время чтения: 7 минут
Кирилл Зыков/РИА Новости

Чем раньше малыш начинает выговаривать слова, тем больше у родителей поводов для гордости. Но бывает и так, что становление речи запаздывает. Надо ли торопить ребенка, заставлять его повторять один и тот же «проблемный» звук, отчитывать за неразборчивые фразы, сравнивать с другими детьми? И если ребенок уже разочаровался в своих возможностях, как убедить его заниматься с логопедом?

На вопросы Объясняем.рф в рубрике «Родительский чат» отвечает доктор психологических наук, заместитель директора по научной работе Института психологии РАН Александр Махнач.

— Александр Валентинович, предается ли детям беспокойство родителей по поводу «молчит», «картавит», «шепелявит»?

— Родительская тревога и ожидание быстрого разрешения проблемы с речью не только передается ребенку, но и может серьезно тормозить речевое развитие. Пути передачи тревоги разные, зачастую — неконтролируемые самими взрослыми. Сюда можно отнести невербальные сигналы, например, выражение лица мамы, которая нервно реагирует на неправильное произношение ребенком того или иного слова или звука.

Дети, особенно маленькие, считывают эмоциональное состояние родителей через интонацию их голоса, взгляды, напряжение пальцев, мимику. Беспокойство родителя — это неясный для ребенка сигнал о чем-то непринимаемом или неприятном, что лишь сильнее сковывает его.

Давление, даже в мягкой форме, и гиперконтроль тоже негативно влияют на развитие речи. Например, мама постоянно поправляет ребенка — «скажи правильно!», «повторяй за мной!»; прерывает его, заставляет участвовать в разговоре в присутствии малознакомых людей. И если в естественной обстановке ребенок смог бы говорить правильно, то в ситуации, по сути, экзамена он не покажет хорошего результата.

Непродуктивна и не всегда осознаваемая родителем подмена общения с ребенком на тренировку. Вместо того, чтобы просто разговаривать с ним, мама или кто-то из родных «включает» роль логопеда и требует работать и еще раз работать над произношением. Основную для ребенка деятельность — игру — замещают «занятия», а ведь именно в игре ребенок обучается быстрее, поскольку в ней есть легкость и спонтанность.

Попытки контроля и проявление беспокойства со стороны значимых взрослых задерживают развитие речи ребенка. Это может проявляться у него в повышении мышечного тонуса. Тревога вызывает общее напряжение, в том числе и в артикуляционном аппарате — язык, губы, мягкое небо, при этом напряженным мышцам сложнее совершать тонкие, точные движения, необходимые для правильного звукопроизношения.

 Дайте фору разговору: когда речь ребенка отличается от нормы Читайте по теме Дайте фору разговору: когда речь ребенка отличается от нормы 27 ноября 2025

Речь у ребенка начинает ассоциироваться с дискомфортом, так как он видит недовольство самых близких людей — родителей. Постепенно закрепляется установка «лучше молчать, чем ошибиться и расстроить маму». Свойственная детям познавательная и коммуникативная потребность подавляется страхом не соответствовать ожиданиям. Поэтому родительское волнение является препятствием и для развития речи, и для успешной работы с логопедом.

— Какие комплексы чаще всего возникают у дошкольника из-за насмешек над его речью?

— Насмешки над речью бьют в самый важный социальный навык — коммуникацию. Детские комплексы, появившиеся на почве неудач с речью, способны повлиять на всю дальнейшую жизнь. Ребенок чувствует, что он хуже сверстников, это сказывается на его самооценке. Возникает замкнутость, проявляющаяся в боязни любого общения, особенно в тех социальных группах, где ребенка не знают. Все чаще и чаще он предпочитает играть один. Избегает новых знакомств, отказывается ходить на утренники, не хочет, чтобы его день рождения отмечали в детском саду.

3185.HR.jpg Илья Питалев/РИА Новости

После множества неудачных попыток «нормально» говорить ребенок перестает к этому стремиться, пассивность становится характеристикой его поведения. Формируется так называемая выученная беспомощность — он заранее уверен, что у него ничего не получится. В качестве реакции на критику и насмешки малыш часто выбирает вариант «агрессия как защита». Это проявляется на физическом уровне: молча толкнуть, ударить, отобрать и поломать игрушку.

— Как убедить ребенка в необходимости заниматься с логопедом?

— Основная задача родителей и других значимых взрослых — снизить или убрать элемент принуждения, сместив фокус с «занятий» на «игру». Не говорите: «Сейчас пойдем заниматься с логопедом». Используйте формулировки: «Пойдем поиграем в интересные игры с тетей Олей, у нее есть такие классные игрушки, которых нет ни у кого!».

Важно выработать правила сотрудничества с логопедом как основным союзником и запастись терпением. Прежде чем приступить к занятиям с ребенком, специалист некоторое время потратит на формирование доверия к себе, поэтому первых результатов не следует ожидать немедленно.

Логопед сам начнет с игр и подскажет, как и во что продолжить играть дома: «Покажи, как вы с тетей Олей надували шарик, покажи мне, как нужно дышать! Смотри, как я могу!».

При этом очень важно положительное подкрепление. Но акцент в нем делается не на успехах в правильном произношении, а на усилиях ребенка и его попытках, желании заниматься. Необходимо всегда учитывать интересы ребенка. Если он, например, увлечен динозаврами, то логопед может включать в занятие картинки с ними, фигурки. Дома речевая гимнастика тоже может выполняться через игру в динозавров: «Вообрази, что ты хищный голодный тираннозавр. Ты широко открываешь пасть, дышишь как он, рычишь и поедаешь свою добычу».

 Рыба, а не йыба: когда ребенку требуется помощь логопеда Читайте по теме Рыба, а не йыба: когда ребенку требуется помощь логопеда 04 сентября 2025

— Для ребенка сам факт того, что ему не обойтись без логопеда, может стать травмой. Как этого избежать?

— Здесь подойдет сравнение со спортом. «Ты же ходишь на плавание, чтобы лучше и быстрее плавать? А к логопеду ходят, чтобы наш язычок стал еще более ловким и сильным, и мог побеждать в бою со сложными звуками. Это такая же тренировка».

Метафора часто помогает объяснить происходящее: «У всех что-то ломается. У папы плохо видят глаза, поэтому он носит очки, и если они сломались, мы идем к мастеру-оптику. У нашего язычка есть небольшая поломка, и тетя-логопед — это мастер, который помогает его починить».

Можно привести в пример других детей и даже взрослых, например, писателя Льюиса Кэррола, автора «Алисы в стране чудес», короля Великобритании Георга IV — фильм «Король говорит!», Мэрилин Монро и Фаины Раневской, которые преодолели проблемы с речью благодаря логопедам.

Подчеркивайте временность происходящего: «Это только сейчас звук не хочет выговариваться правильно. Мы ему поможем, и скоро все будет отлично».

Избегайте ярлыков, несущих отрицательный смысл: «Ты снова картавишь!», «Ты опять произносишь неправильно!». Можно сказать, что некоторые звуки, как отдельные стеснительные существа, просто прячутся или спят, и их надо разбудить.

— На что кроме речи следует обращать внимание мамам и папам?

— Родителей должны насторожить изменения в поведении ребенка: замкнутость, уход в себя, отказ от общения, тихие игры в одиночестве, отказ идти в гости или на детскую площадку. Плаксивость, беспричинное беспокойство, трудности с засыпанием, особенно перед походом наутро в какое-то новое для ребенка место, настойчивое расспрашивание о нем, страх перед новыми ситуациями. Агрессия и вспышки гнева, драчливость, крик, нежелание участвовать в активностях, требующих речевого усилия, к примеру, в совместном чтении книг вслух, играх в слова, заучивании стихотворений к празднику. Все это может свидетельствовать о том, что нужна консультация логопеда.

Читайте также

Бесплатный сыр или финансовая подушка: плюсы и минусы кредитных карт

Классная адаптация: как помочь ребенку завести друзей в школе

Профилактический контроль и отказ от самолечения: как избежать возникновения пневмонии

Прямо по коридору: что изменилось в сфере тарифов на ОСАГО

Как оформить социальный налоговый вычет: пошаговая инструкция

Детские хобби за госсчет: как потратить маткапитал на кружок или секцию

Взгляд с высоты: как с помощью дронов будут осуществлять земельный надзор

Выбор сильных: как волонтеры справляются с испытаниями