Научиться класть печи, выдувать стеклянные изделия, вести хозяйство в чуме оленевода — профессии не только редкие в наши дни, но и весьма перспективные. Федеральный проект «Профессионалитет» трансформирует систему СПО под запросы рынка: предприятия становятся соавторами учебных планов, а студенты — практикантами на реальном производстве. При этом необычные специальности, которые еще недавно казались архаикой, становятся востребованными, а регионы превращаются в точки роста.
Объясняем, что привлекает ребят в «старомодных» специальностях и почему работодатель очень ждет таких выпускников.
Деньги — к деньгам
В 2025 году российская система среднего профессионального образования отмечает 85-летний юбилей. Она развивается по проекту «Профессионалитет» нацпроекта «Молодежь и дети», который ориентирован на тесное сотрудничество колледжей и предприятий. Работодатели-партнеры помогают создавать учебные программы, предоставляют колледжам современное оборудование, трудоустраивают выпускников.
В итоге молодые специалисты быстрее находят работу, бизнес получает квалифицированные кадры, а регионы развивают локальные производства.
Стеклодув: поэма в хрустале
В Гусевском стекольном колледже им. Г.Ф. Чехлова готовят выдувальщиков стеклоизделий. Здесь с 2022 года работает стеклодувная мастерская, оснащенная печами для варки стекла и отжига заготовок. Студенты, которые учатся по специальности «Мастер по изготовлению, обработке и отделке изделий из стекла» осваивают технику выдувания предметов из расплавленного стекла. Профессия стеклодува особенно востребована на градообразующем предприятии города Гусь-Хрустальный — Гусевском хрустальном заводе им. Мальцова.
Как это работает? Стекло нагревают до очень высокой температуры, пока оно не станет мягким. Затем мастер с помощью специальных инструментов — выдувных трубок, клещей, стекольных ножниц и деревянных форм — придает стеклу нужную форму.
Этот сложный процесс требует не только силы, но и творческого подхода, а также глубокого понимания свойств стекла.
«Работа со стеклом — это искусство, не имеющее границ. Я с большим удовольствием работаю в нашей стеклодувной мастерской, сейчас совершенствую навыки изготовления стеклянных цветов. Практику прохожу на Гусевском хрустальном заводе. Приехал учиться из Тверской области именно в этот колледж, потому что только тут есть возможность сочетать учебу с творчеством изготовления стеклянных изделий», — говорит студент-второкурсник Александр Иванов.
По словам директора Гусевского стекольного колледжа Юрия Фильчакова, ребят, выбирающих эту профессию, привлекает возможность создавать уникальные изделия из такого необычного материала.
«Бабушки и дедушки трудились на хрустальном заводе и много рассказывали нам про эту профессию, — вспоминает Юрий Алексеевич. — Это занятие на всю жизнь. Мы готовим кадры под запрос завода, но для выпускников это не исключает возможности открытия собственного дела при наличии финансовых возможностей».
Студенты Юрия Фильчакова участвуют в чемпионате «Профессионалы» по 16 компетенциям, колледж неоднократно одерживал победу в медальном зачете Чемпионата региона. «Конкретно компетенции „выдувальщик стеклоизделий“ нет, — отмечает директор. — Но все еще впереди!»

Печник: горячие руки — холодная голова
Йошкар-Олинский строительный техникум присоединился к федеральному проекту «Профессионалитет» в 2025 году. Специальность «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» — одна из базовых программ, она включает разные направления, в том числе и «Печное дело».
Добротная печь — это не только про кирпичи и шпатель. В мастерских, где учатся ребята, есть современное оборудование и компьютерные программы для проектирования сложных форм.
«Студенты выбирают печное дело не только из-за его практической ценности, но и из-за творческой составляющей, возможности хорошо зарабатывать и сохранять традиционные ремесла, — перечисляет директор техникума Ирина Зяблицева. — Это профессия для тех, кто любит работать руками, ценит уникальные навыки и хочет иметь востребованную специальность с минимальной конкуренцией».
По словам Ирины Сергеевны, строительная область в регионе активно развивается, а значит, и спрос на выпускников растет.
«Работодатели заинтересованы в молодых специалистах, их берут на позиции с перспективой роста, — подчеркивает директор. — В среднем в течение года можно выйти на заработок до 120 тыс. рублей».
Кроме того, специальность «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» — гибкая, она дает хорошую базу для освоения смежных профессий и переквалификации, например, по BIM (создание цифровой модели здания), сметному делу, энергоаудиту.
«При желании можно уйти даже в нефтегазовую сферу, дорожное строительство или промышленные объекты, — отмечает Ирина Зяблицева. — Главное — получать дополнительные знания и навыки в нужном направлении. Если у вас есть конкретная цель, то мы всегда подскажем оптимальный вариант переквалификации».
Выпускникам-печникам открыты оба пути: и карьера на предприятии, и собственный бизнес, полагает наша собеседница.
«Если есть предпринимательская жилка, стартовый капитал и готовность к рискам — можно пробовать свое дело, начиная с малого, например, бригады ремонтников. Предпочитаете стабильность — карьера в строительной компании тоже дает хорошие перспективы».
Перед тем как «нырнуть» в бизнес, Ирина Сергеевна рекомендует несколько лет поработать в отрасли, набраться опыта и связей. Также полезно изучить основы предпринимательства — бухучет, маркетинг, управление.
Ученики вторых и третьих курсов ежегодно участвуют в чемпионате «Профессионалы», и не только по компетенции «Печное дело»: здесь и «Кирпичная кладка», и «Облицовка плиткой», «Малярные и декоративные работы», «Технология развития городов и территорий». Ребята показывают высокие результаты.
«Для меня очень важно участие в чемпионатах: полученные новые навыки и умения помогут мне в карьерном развитии», — убежден победитель регионального чемпионата 2025 года, студент второго курса специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Никита Лебедев.
Чум-работница: Крайний Север ждет туристов
В 2023 году Ямальский многопрофильный колледж стал ядром образовательного кластера «Ямальский туризм» по федпроекту «Профессионалитет». Здесь для отрасли «Туризм и гостеприимство» готовят различных специалистов, в том числе таких, как чум-работница.
Строго говоря, это не профессия, это скорее социальная роль женщин Крайнего Севера. Они ведут домашнее хозяйство в традиционном жилище оленеводов — чуме. Занимаются его установкой и обустройством, приготовлением пищи, уходом за детьми и поддержанием быта в условиях тундры.
«На базе колледжа проходит чемпионат „Ямалскилс“, где определяют лучших мастериц в управлении традиционным жилищем коренных народов Севера, или чум-работниц, — поясняет заместитель директора Ямальского многопрофильного колледжа по воспитанию и молодежной политике Светлана Вохмянина. — Студенты, выбирающие эту компетенцию, являются представителями малочисленных коренных народов Севера — ненцев, хантов, селькупов. Для них это не просто работа, а способ сохранить, передать и актуализировать бесценное культурное наследие предков, их язык, быт и философию жизни в тундре. Это вклад в будущее нации».
Компетенция чум-работницы позволяет не отрываться от своих корней, а, наоборот, глубже погрузиться в традиционный уклад, сохраняя связь с семьей и общиной оленеводов. «Это источник гордости за свой народ и его уникальный образ жизни», — убеждена Светлана Вохмянина.
Ямало-Ненецкий автономный округ активно развивает арктический и этнографический туризм. Основные работодатели на Ямале — региональные туроператоры и туристические компании, специализирующиеся на арктических экспедициях и этнографических турах.
К примеру, это компании, работающие по федеральному проекту «Ямал. Туризм», региональные туристические кластеры. Это и общины коренных малочисленных народов Севера, развивающие собственные этнографические комплексы и гостевые стойбища в Приуральском, Ямальском, Тазовском районах.
Отдельно стоит отметить музеи и культурные центры, которые создают интерактивные этнопарки и нуждаются в специалистах для демонстрации традиционного быта.
По словам Светланы Васильевны, чум-работница — это «сердце ямальского этнографического туризма». Она не просто хозяйка чума, а хранительница культуры, рассказчица, демонстратор традиций и проводник в мир тундры. Именно через нее туристы получают наиболее глубокий и аутентичный опыт, приобщаются к укладу через поддержание огня в очаге, приготовление национальных блюд.
Студенты активно участвуют в чемпионатах профессионального мастерства, что позволяет им оттачивать свои навыки, демонстрировать уникальные компетенции и популяризировать профессию чум-работницы и культуру Крайнего Севера в целом. Ребята состязаются за лидерство в таких компетенциях, как:
-
«Туризм» — эта компетенция позволяет студентам продемонстрировать навыки организации туристических маршрутов, разработки турпродуктов, работы с клиентами;
-
«Ресторанный сервис», где студенты демонстрируют мастерство приготовления и подачи традиционных блюд, например, из оленины и ягод тундры, сервировки стола в полевых условиях и создания атмосферы гостеприимства;
-
«Гостиничное администрирование» — хотя чум и не является классическим отелем, навыки поддержания порядка, комфорта, обеспечения бытовых потребностей гостей, управления «номерным фондом», пусть и нестандартным, частично пересекаются с этой компетенцией.

Кроме того, на Ямале и в других северных регионах проводятся конкурсы по уникальным компетенциям, отражающим специфику местного производства и быта. Студенты колледжа принимают участие в таких компетенциях, как:
-
«Этнографический гид-переводчик» — это демонстрация знаний культурных особенностей, истории, умения проводить экскурсии и переводить с языков коренных народов;
-
«Национальное гостеприимство» / «Традиционное гостеприимство» — компетенция наиболее полно отражает специфику работы чум-работницы, включая умение создавать уют, готовить традиционные угощения, рассказывать о быте и обеспечивать аутентичную атмосферу для гостей.
«Участие в чемпионатах не только повышает профессиональный уровень и конкурентоспособность наших выпускников, но и способствует признанию и популяризации уникальных профессий Крайнего Севера на всероссийском и международном уровнях», — заключает Светлана Вохмянина.
С 1 сентября профессия чум-работницы станет в России официальной и будет называться «Работник кочевого хозяйства». Благодаря этому выпускники колледжа смогут рассчитывать на трудовой стаж, оплачиваемый отпуск и пенсию. Народы, которые живут кочевой жизнью, долго ждали такого решения. Теперь их труд будет признан на государственном уровне.
Аниматоры: вся жизнь — мультфильм
Студенты специальности «Анимация и анимационное кино» Оренбургского колледжа экономики и информатики учатся в условиях, которые почти не отличаются от реальной работы в профессии. У них есть все необходимое для творчества:
-
графические планшеты;
-
мощные компьютеры;
-
профессиональные программы для 2D- и 3D-анимации;
-
студийное оборудование для записи звука и монтажа.
«Анимация охватывает все больше тематик и является одним из самых популярных медианаправлений в мире. Однако это всегда кропотливый и сложный процесс», — отмечает преподаватель Денис Валитов.
На «анимацию» и «графический дизайн» в колледже — самый большой конкурс.
«Часто абитуриент приходит и говорит: хочу поступить на „компьютер“, но сам толком не представляет, чем будет заниматься после выпуска, — рассуждает директор колледжа Сергей Селиверстов. — А на „анимацию“ идут дети, которые очень хорошо понимают эту предметную область. Они имеют за плечами „художку“, следят за изменениями в отрасли, за инновациями, за трендами. Таких профессий очень мало, и ребята просто мечтают о них».
Летом 2024 года Сергей Андреевич был в Москве, на Неделе креатива. «Во всем мире — бум на анимацию, на аниме, и что меня поразило, в него вовлечены мужчины до 30 лет, — делится эмоциями директор. — Выросло поколение, которое было воспитано на комиксах, и они сейчас этим дышат, они идут с этим по жизни».
Многие выпускники устраиваются в известные студии, которые создают мультфильмы, рекламу с применением анимированной графики и визуальных эффектов, видеоигры, спецэффекты для кино.
«Некоторые выбирают путь свободного художника и работают на удаленке, а кто-то после колледжа поступает в вуз, тоже на „анимацию“», — говорит директор.
По мнению Сергея Селиверстова, кадрами для нефтегазовой отрасли уже обеспечены практически все регионы, и сегодня в тренде запрос на креативную экономику. Уже сейчас аниматоры, специалисты по графическому дизайну получают на порядок больше айтишников, убежден наш собеседник.
«У айтишников из-за развития искусственного интеллекта идет спад зарплат, а у креативщиков — наоборот, поскольку гораздо больше начинает цениться то, что сделано руками. ИИ они тоже используют, но просто как инструмент».
При этом студенты во время учебы параллельно осваивают еще две или три специальности. «Аниматоры сейчас должны быть разработчиками 3D и виртуальной реальности, уметь программировать. Нашим выпускникам работодатель сразу говорит: рисуй в цифре. Ты можешь быть талантливым художником, виртуозно обращаться с карандашом и бумагой, но этого мало, необходимо осваивать цифровые инструменты».
Сыровар: молочные реки, карьерные берега
В 2024 году по проекту «Профессионалитет» в Алтайском крае на базе Международного колледжа сыроделия и профессиональных технологий открылся образовательно-производственный кластер сельского хозяйства. Студенты специальности «Технология продуктов питания животного происхождения» во время учебы приобретают дополнительные квалификации — «маслодел» и «сыродел».
В лабораториях колледжа ребята учатся делать цельномолочные продукты, сыр, мороженое, сгущенку, творожные десерты, здесь есть зона созревания сыров и дегустационный зал. Современное оборудование почти идентично тому, что установлено на предприятиях-партнерах: это Барнаульский молочный комбинат, Кипринский маслосырзавод, Куяганский маслосырзавод и ООО «Рикон». Часть оборудования, например, пресс для сыра, была передана партнерами кластера, часть — изготовлена на заказ специально для колледжа.
Обучение здесь построено на практике: современные лаборатории, мастер-классы от специалистов и тесное сотрудничество с предприятиями помогают ребятам сразу погрузиться в работу.
«Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий — это место, где я не только получила качественное образование, но и нашла любимую профессию, — говорит выпускница колледжа Мария Гутова. — Особенно ценю поддержку преподавателей. Их опыт и внимание к каждому студенту дали мне прочную базу для профессионального роста. Теперь я сама работаю в колледже и с радостью передаю знания новому поколению технологов».

Алтайский край — регион сельскохозяйственный, здесь много фермерских хозяйств, которые выпускают сыры и молочку, поясняет директор колледжа Ирина Руди. Поэтому ребята целенаправленно идут осваивать профессию, чтобы пойти работать на крупное предприятие.
Студенты при желании могут приобрести дополнительные навыки, которые скорректируют их карьерный трек.
«У нас, помимо основной образовательной программы, есть курсы дополнительного профобразования, платные, — поясняет Ирина Руди. — Профессии маслодела и сыродела ребята осваивают в рамках основной программы, но могут, допустим, дополнительно после курсов выйти уже с корочками „изготовитель мороженого“, „изготовитель детских продуктов питания“. Наш Барнаульский молочный комбинат — крупнейший производитель детского питания, и ему очень нужны кадры».
Будущие сыровары участвуют в чемпионатах профессионального мастерства «Профессионалы», в основном побеждая на региональном уровне. В этом году ребята заняли третье место на межрегиональной площадке в Мордовии, и очень этим вдохновлены.
Кроме того, заключено соглашение о сотрудничестве со Слуцким государственным колледжем в Белоруссии. Там проводится международный конкурс профессионального мастерства по направлению молочной промышленности. Ребята уже заняли в нем второе место. И студенты, и педагоги колледжа стажируются на базе производственных предприятий Слуцка, а белорусские коллеги приезжают на стажировки в Барнаул.
Винодел: трезвый взгляд на виноград
В 2022 году по федпроекту «Профессионалитет» на базе Анапского сельскохозяйственного техникума был создан образовательно-производственный кластер «Виноградарство и виноделие». Краснодарский край славится своими виноградниками. Естественно, растет запрос на агрономов, виноделов-технологов, виноградарей, селекционеров, специалистов по защите растений, лаборантов химического анализа, биотехнологов, механизаторов.
Вырос и интерес абитуриентов: в 2024 году конкурс на поступление на специальности «Агрономия» и «Технология производства продукции из растительного сырья» составил в среднем 3,7 человека, а в 2025-м — уже 4,6 человека.
«Мы уделяем большое внимание мультидисциплинарным курсам, — отмечает директор техникума Иван Чернышов. — Будущие агрономы изучают бродильное производство, а будущие технологи — агрономию и основы виноградарства. Ведь агрономы должны понимать технолога: какой виноград необходимо ему вырастить для продукта. Да и винодел должен знать все этапы выращивания винограда. Только так работает успешный тандем на предприятии».
Кластер сотрудничает с ведущими винодельческими и сельскохозяйственными предприятиями региона, включая ООО «Кубань вино», ЗАО «Абрау Дюрсо», ООО «Дивноморье», АО АПФ «Фанагория» и более 30 крестьянско-фермерских хозяйств. Совместно с ними календарный график обучения был переработан под производственный цикл предприятий: оплачиваемая стажировка виноделов начинается в разное время — с июля по ноябрь — в зависимости от сезонных задач, которые ребята учатся решать.
Стажеры получают практические навыки в области виноградарства и виноделия, от обработки почвы до селекции винограда и выполнения всех технологических процессов изготовления тихих и игристых вин.
«Наставники от предприятий не просто читают лекции, они учат детей экспериментировать, — подчеркивает Иван Чернышов. — Например, в 2024 году студенты-виноделы сами делали петнаты — так называют игристое, выполненное „родовым“ или „дедовским“ способом».
Партнеры помогают материалами, химическими реагентами для практических и лабораторных работ. Для наиболее успешных студентов установлена именная ежемесячная стипендия.
Студенты встречаются со школьниками и делятся впечатлениями от предприятия, условий работы и суммы, которую удалось заработать во время стажировки. Так, в 2024 году стажировались 185 студентов, средняя зарплата составила 70 тыс. рублей. А в этом году стажировку проходят уже более 300 человек.
Чтобы вовлечь школьников в профессию, партнеры вместе с амбассадорами техникума включились в проект «Агрокласс 2.0». Для учеников проводят экскурсии, мастер-классы и даже закладывают небольшие виноградники в школьных дворах. К примеру, совместная команда студентов и агрономов Абрау Дюрсо вместе с учениками 6-7-х классов поселка Су-псех посадили виноград и в течение 2024 года проводили занятия — показывали, как правильно за ним ухаживать, подвязывать, проводить обрезку.
По проекту «Профессионалитет» техникум получил современное оборудование для 14 лабораторий и мастерских. Здесь ребята изучают производственные процессы: от селекции саженцев до химического анализа и микробиологических исследований.
В 2024 году кластер запустил проект «Вино руками студентов», по итогам которого ребята создали две линейки тихих вин: «Уроки красного» (сорт винограда — Молдова) и «Аврора» (сорт винограда — Блауфранкиш). А в партнерстве с Лабинским аграрным техникумом студенты сделали первый крепкий напиток «Кальвадос» — яблочный коньяк.
Запустили еще один интересный проект — «Конфеты из виноградной мезги», это вторичная переработка виноградного жмыха.
А для обучения студентов продажам своего продукта и созданию собственного производства в 2024 году за счет вариативных часов был введен новый модуль — «Организация и ведение виноградарско-винодельческого хозяйства». Специально для тех, у кого крепка предпринимательская жилка.
Присоединяйся к команде!
Сегодня СПО выходит на новый виток развития, связанный в том числе с цифровизацией. На «Госуслугах» можно не только подать заявление в колледж, но и найти будущего работодателя. В 2024 году на портале появились предложения о целевом обучении. Такой формат позволяет студенту получать поддержку во время учебы, а затем гарантированно трудоустроиться. Сервис развивается по национальному проекту «Экономика данных».
Подробнее о программе, учебных заведениях и ведущих компаниях-участниках можно узнать на портале ЯПРОФ.РФ. Там же есть информация о востребованных профессиях и перспективах трудоустройства для выпускников. Подать документы в колледж можно до 15 августа включительно.