Шедевр ручной сборки: как растят мастеров для народных промыслов

16 сентября 2025
Время чтения: 13 минут
Музей ватной игрушки

В народных промыслах «кадровым резервом» всегда были дети: они перенимали секреты мастерства в кругу семьи и затем передавали потомкам. Сегодня крупные производства активно помогают школьникам и студентам приобщиться к ремеслу. Таких ребят 12 сентября собрал Всероссийский юношеский фестиваль ремесленных коллективов «Мануфактурия игрушек». Рассказываем, что было на празднике и как он помог юным мастерам из разных городов России обрести уверенность в себе.

Привет из детства

Перед входом в Музей ватной игрушки девушка в сарафане пляшет кадриль. «Московская, столичная, своя, не заграничная», — раздается из динамиков на весь двор. Случайные прохожие прислушиваются, присматриваются — и подходят поближе, вливаясь в шум и гам ярмарки. На прилавках лежат изделия ручной работы, которые привезли с собой участники фестиваля: картины, поделки из глины, берестяные короба, шкатулки, расписные шелковые платки, сумочки с декором из меха.

«Купите бисерный браслетик», — робко предлагает Саша, ученица Детской школы искусств им. М. А. Балакирева из города Гусь-Хрустального. Ее наставница, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Лана Грязнова поясняет: «Детям была поставлена задача — поедем, поучаствуем, продадим. Материальный стимул никто не отменял: они получат 100% от выручки, потому что все это — их работы».

photo_2025-09-12_19-46-54.jpg

Музей ватной игрушки

Показать детям, что народные промыслы могут быть не просто увлечением, но и способом заработка — цель организаторов фестиваля. Главными на этом празднике стали творческие команды ремесленников — школьников и студентов колледжей декоративно-прикладного искусства из разных регионов страны. Все они партнеры мануфактуры «Московская игрушка».

На мануфактуре возрождают традиции изготовления ватных игрушек, тех самых, что украшали новогодние елки в прошлом веке. Предприятие было основано в 2018 году, и сегодня производит более 25 тыс. игрушек в год. Основные заказчики — правительство Москвы, Сбербанк, «Аэрофлот», футбольный клуб «Зенит», другие крупные компании.

Основатель мануфактуры Светлана Моднова называет свою команду сообществом единомышленников. За несколько лет «Московская игрушка» выросла в успешный социальный проект. Ребят, которые учатся по направлению «декоративно-прикладное искусство», приглашают на стажировку, где под руководством опытных наставников они осваивают мастерство кукольника. Многие после выпуска остаются работать на мануфактуре.

«Мы с удовольствием берем на работу студентов из колледжа имени Карла Фаберже, из Первого Московского образовательного комплекса, — говорит Светлана Моднова. — Художники Московского техникума креативных индустрий имени Красина помогают нам создавать упаковки для игрушек. Мы абсолютно сознательно привлекаем молодежь».

По словам Светланы, сегодня в креативных индустриях много направлений, и на старте карьеры важно найти то, которое может приносить реальную прибыль. «Если человек чувствует, что может создать игрушку, которая будет востребована и быстро продастся, то он создаст и вторую, и третью. Потому что есть мотивация».

photo_2025-09-12_19-46-51 копия.jpg

Музей ватной игрушки

Уже шестой раз «Московская игрушка» выигрывает грант Президентского фонда культурных инициатив. Актуальный проект — обучение региональных команд в Курской, Саратовской и других областях. Грантовые средства в основном идут на оплату мастер-классов.

«Наши лучшие мастера — художники, кукольники, мультипликаторы — приезжают в регион обучать и детей, и взрослых, которые преподают в колледжах и школах креативных индустрий, — поясняет Светлана Моднова. — А после того, как педагог входит в нашу команду, мы продолжает оказывать ему методическую поддержку».

 Красота вне моды: как создается павловопосадский платок Читайте по теме Красота вне моды: как создается павловопосадский платок 05 августа 2025

Глина оживает

На одном из ярмарочных стендов, посреди дракончиков с человеческими лицами, троллей и прочих мифических существ, выстроилась в ряд дюжина ватных человечков. «Это двенадцать месяцев, — поясняет Марина Кизиева, директор Краснокутского народного краеведческого музея им. Г. С. Титова. — Ремесло ватной игрушки возрождается, и мы совсем недавно освоили его благодаря нашим партнерам. Надеемся, что и мастера, и дети наши вскоре перейдут на новый уровень и начнут продавать свои изделия».

Для предприятий народно-художественных промыслов выставочная деятельность — часть бизнес-модели, способ привлечь внимание к своей продукции. Ребята из Красного Кута — маленького степного городка в Поволжье — готовились к фестивалю основательно. Целый месяц репетировали концертные номера, шили национальные костюмы: русский и белорусский, казахский, татарский, казачий — для двух юных казаков. После зажигательного танца с саблями, который они исполнили вместе со своей мамой, заведующей Центром национальных культур Татьяной Воропаевой, стало ясно — талантов у художников много.

«Я хочу показать своим сыновьям, что страна у нас большая, — смеется Татьяна. — Мы в Москве первый раз, очень много планов — и Кремль посмотреть, и на Красной площади побывать. И убедиться, что изделия ручной работы можно не только складывать в закрома, но и выставлять напоказ».

Иван, ученик художественной школы Красного Кута, в свои 12 лет тоже впервые в столице. Вечером его ждет поход на ВДНХ, но сначала он проведет мастер-класс: покажет, как лепить из глины ежика.

photo_2025-09-12_19-46-45.jpg

Музей ватной игрушки

«Надо взять кусочек глины, скатать из него кружок, вытянуть капельку, отщепить немножко шею, сделать глазки, рот — и нанести графический узор, — поясняет юный скульптор. — Саратовская глиняная игрушка отличается особым узором: крестики, кругляшки, треугольники, квадратики идут в определенной последовательности. Все тело красится либо в коричневый, либо в серый, а ножки, лапки, клювы и хвосты — в отдельные цвета. Главное — душу вложить».

Рукодельный артефакт

Молодежь привлекает в народных промыслах флер старины, возможность разгадать культурный код, примерить на себя прошлое. Подчас — в буквальном смысле. Ученицы московской Детской школы искусств им. М. А. Балакирева (не путаем со школой в Гусь-Хрустальном) пришли на мастер-класс по мезенской росписи в аутентичной крестьянской одежде.

«Мы ездили с экспедициями по деревням, покупали у бабушек-прабабушек одежду. Этим костюмам больше 100 лет», — говорит преподаватель школы Елена Сабитова.

Мезенская роспись — древнерусский художественный промысел конца XIX века, возникший в Архангельской губернии. Красный и черный природные красители наносили на деревянные предметы быта размочаленной палочкой и перьями. Основные элементы — геометрические узоры, фигурки коней, оленей, птиц, а также символы жизни и плодородия, размещенные в три яруса.

«Это архаическая роспись, но она невероятно популярна сегодня, потому что очень легко трансформируется под современность, — отмечает Елена Сабитова. — Можно менять колорит, композицию — она остается актуальной за счет своих простых и лаконичных форм. Мезенская роспись настолько пластична, что может использоваться и в современных принтах: в оформлении тканей, интерьера, костюма».

По мнению Елены, главное — знать меру. «В связи со всплеском интереса к национальной культуре многие взялись за попытки трансформировать Мезень, — поясняет преподаватель. — Есть более и менее удачные варианты. Есть откровенная „клюква“. Ведь изначально это была чисто обереговая история — каждый символ нес свою функцию, рассказывал историю рода».

Именно тайна и привлекает детей.

«Интересно разобраться, который символ что означает, как-то приобщить его к своей натуре, характеру, — рассуждает 13-летняя ученица художественной школы Александра Козача. — Мне, например, очень нравится символ птицы, которая летит вперед, в будущее, но при этом не забывает про прошлое и настоящее. Это можно сделать своим личным амулетом удачи, который будет иметь уже собственную энергетику».

photo_2025-09-12_19-46-42 (2).jpg

Музей ватной игрушки

Дружим с брендом

В профессиональном сообществе ремесленников не первый год идут дискуссии — можно ли отступать от канона, соглашаясь на коллаборации с известными брендами? С одной стороны, это прибыльно. С другой — смотря что считать за канон.

Знаменитые лаковые шкатулки генерального партнера «Московской игрушки» — Федоскинской фабрики миниатюрной живописи — полыхают золотом за стеклянной витриной. Рядом художники проводят мастер-класс: предлагают раскрасить подарочную открытку с «фирменным» эскизом федоскинской Жар-птицы. Иванушка с Аленушкой, Щелкунчик, Дед Мороз со Снегурочкой — тоже сюжеты привычные. Но с недавних пор на шкатулке появился еще один персонаж: робот-балерина из компьютерной игры Atomic Heart.

«Компания, которая создала эту игру, заключила с нами договор: две девушки-балерины в виде роботов должны быть внедрены в какой-то из наших сюжетов, — поясняет главный художник Федоскинской фабрики Елена Моисеева. — Взяли Жар-птицу нашу, она хорошо вписалась. Взяли гусей-лебедей, на которых Иванушка летит по темному небу, на его место посадили роботов. Третий сюжет — мчится тройка, на заднем плане пейзаж российский зимний, и девушка-робот с одним из персонажей игры сидят в санях, мчатся, опять же, из прошлого в будущее».

Таким образом федоскинцы разработали шесть сюжетов, пять из них были утверждены. И пошли заказы.

 Кабмин утвердил Концепцию сохранения и развития нематериального этнокультурного достояния России до 2030 года Читайте по теме Кабмин утвердил Концепцию сохранения и развития нематериального этнокультурного достояния России до 2030 года 10 февраля 2024

При фабрике открыт Федоскинский университет лаковой миниатюрной живописи. Там за четыре года можно получить среднее специальное образование, и затем при желании и высшее. В среднем учеба занимает семь лет. Но абитуриенты идут — значит, видят карьерные перспективы.

«У нас в основе два направления: конкретная реалистическая живопись с воздушной перспективой и традиционный подход с письмом по сусальному золоту, — поясняет Елена Моисеева. — Такое разнообразие привлекает ребят. Например, на некоторых наших шкатулках изображены новые станции метро, которые очень красиво ложатся на плоскость, так как они выполнены в современном стиле — там и кубизм присутствует, и авангардизм. И если молодежь привносит свежие идеи, это надо всячески поощрять».

По словам собеседницы, полвека назад работы писали с образцов, но сейчас на 70% это авторские произведения. «Время покажет, что имеет право на жизнь, — полагает художница. — Мы же не знаем, что будет востребовано через 30 лет».

photo_2025-09-12_19-46-58.jpg

Музей ватной игрушки

Ватные истории

«Московская игрушка» и сама приветствует коллаборации. В сотрудничестве с той же Федоскинской фабрикой была выпущена коллекция ватных человечков, которые держат в руках миниатюрные лаковые шкатулочки. Совместно с Чайным Домом «Сугревъ» реализован чайно-этнографический проект: в подарочной коробке — набор чайных купажей и коллекционная игрушка, ее личико — реплика антикварной куклы XIX века. Сейчас в разработке находится совместный проект с Императорским ювелирным домом «Русские самоцветы»: элементы декора игрушек будут сделаны из серебра.

Для «Московской игрушки» гибкий поход к пожеланиям клиента — залог успешного бизнеса. Задача дизайнеров — придумывать новые коллекции: так родились «Ярмарка», «Игрушки великой победы», «Северное сияние», «Цирк», «Я — русский».

Последняя коллекция — лимитированная, она посвящена великим соотечественникам, изменившим мир, в том числе Александру Пушкину, Льву Толстому, Анне Павловой, Александру Вертинскому. Вариаций множество, но традиционная технология производства остается неизменной. Это и делает ватную игрушку уникальной, даже несмотря на то, что фигурки из одной серии похожи друг на друга почти стопроцентно. Каждая из них — произведение искусства.

Редчайшие экспонаты выставлены на первом этаже музея. Здесь хранятся игрушки 22 знаменитых артелей, фабрик и художественных мастерских, выпускавшиеся с конца 1930-х. Можно долго изучать отряды Дедов Морозов: среди них непременно отыщется похожий на того, что в вашем детстве нес почетный караул под новогодней елкой. На втором этаже располагается производство. В экскурсионные дни здесь могут побывать все желающие.

«Это же так просто, — восхищаются две пожилые дамы, наблюдая за тем, как ловко мастерица накручивает вату на каркас, превращает ее в шубки, шапочки, валенки. — А сколько стоит такая куколка?» Услышав, что цена игрушки — порядка 5 тыс. рублей, понимающе кивают и спускаются на первый этаж — принять участие в мастер-классе. «Глядишь, сама научусь, будет мне подработка на пенсии», — говорит одна другой, и подружка одобрительно кивает.

photo_2025-09-12_19-47-00.jpg

Музей ватной игрушки

Созданием ватной игрушки заняты более 3,5 тыс. мастеров. И присоединиться к команде может любой, кто искренне увлечен кукольным миром. Принцип работы — артельный: кто-то делает проволочные каркасы, кто-то раскрашивает лица, кто-то клеит одежду. При этом большинство работников живут в других городах и трудятся удаленно, как самозанятые, получая материалы по почте. Для некоторых изготовление ватных игрушек уже стало делом семейным.

«Допустим, мама лепит Деда Мороза, дочь расписывает шубу, папа крутит скелетики из медной проволоки, — рассуждает Светлана Моднова. — Или папа, например, делает аксессуары для игрушек: саночки выпиливает, лыжи из картона вырезает. У нас уже немало таких семейных мануфактур».

Зачастую сотрудники — это мамы особенных детей, которым требуется постоянное внимание. «Ватная игрушка хороша чем: если ты овладел ремеслом в совершенстве, то ты можешь крутить эту игрушку хоть где, — поясняет Светлана. — Поэтому у нас очень многие мамы работают на дому. А вот студентам, наоборот, очень нравится приходить на производство и здесь, в сотворчестве, заниматься созданием игрушки».

 Владимир Путин подписал закон о развитии креативных индустрий в РФ Читайте по теме Владимир Путин подписал закон о развитии креативных индустрий в РФ 09 августа 2024

Цифровые художества

И мастер-классы, и стажировка на площадках народных промыслов, безусловно, способствует формированию кадрового резерва и трудоустройству молодых специалистов. Но декоративно-прикладное искусство еще в колледже надо преподавать так, чтобы выпускник был гарантированно востребован на рынке труда, убеждена Олеся Наумкина, студентка 4-го курса Первого Московского образовательного комплекса «1-й МОК».

«Многие наши выпускники устраиваются на фабрики, все на те же Федоскино, Жостово, — отмечает Олеся. — Правда, чаще всего они там работают пару лет, набираются опыта и дальше идут своим путем либо открывают собственный бизнес».

Своим колледжем Олеся гордится. «Мы по выпуску получаем сразу несколько профессий. Это художник-оформитель, то есть мы может расписывать мебель, стены, двери. Также мы — мастера-художники, это больше в живопись, работы на заказ. И еще мы — педагоги и вполне можем преподавать. Подобный „пакет“ профессий редко где встретишь».

photo_2025-09-12_19-46-43.jpg

Музей ватной игрушки

Студенты «1-го МОК» обучаются по новому образовательному стандарту, который включает много предметов, связанных с диджитал арт (цифровым искусством), 3D-визуализацией. «Дети могут выполнять проектную деятельность в электронном формате, быть более гибкими, мобильными, — отмечает преподаватель Мария Царицина. — Молодежь сейчас активно пользуется разными гаджетами, программами, и это тоже помогает в реализации себя как художника».

Понаблюдать за синергией народного промысла и цифры можно было на стенде Школы креативных индустрий города Железногорска. Подросток в деловом костюме показывал, как анимировать бумажную куклу: укрепил мобильник на штативе, вывел картинку с него на экран, подключил специальную программу. Сделал серию кадров, всякий раз чуть сдвигая то руку куклы, то ногу. Свел кадры воедино — и кукла «ожила». Толпа девчонок, окруживших стенд, захлопала в ладоши.

«В нашей школе мы как-то раз делали образовательный мультфильм для „Артека“, с персонажем Огоньком, — важно сообщил аниматор. — И с тех пор я являюсь большим почитателем этой техники мультипликации. Помните мультфильм „Пластилиновая ворона“»?

«Ну, что-то такое...» — неуверенно ответили девочки.

«Приключения капитана Врунгеля?»

«Ну, вроде бы...»

«Ну вот из недавнего, — парень пошел ва-банк. — Помните „Южный парк“?»

«Да!» — закричали хором.

«Вот! Это та же самая покадровая анимация. А кто мне скажет, где еще она применялась? Подсказка: главный герой этого мультика — еж».

Еж опять ввел девочек в задумчивость. Конечно же, парень объяснил им, как режиссер Юрий Норштейн снял свой знаменитый мультфильм с помощью особого изобретения — многоярусного станка. «Типа тортика», — находчиво добавил он. И девчонки согласно закивали. Уж с тортиками они знакомы не понаслышке.