Атом во благо: как Россия создала уникальный ледокольный флот

15 августа 2025
Время чтения: 14 минут
Павел Львов/РИА Новости

В августе атомной промышленности России исполняется 80 лет. За эти десятилетия страна прошла путь от первых лабораторных исследований до создания самого мощного в мире атомного ледокольного флота. Сегодня эти суда могут работать в Арктике круглый год, открывая новые возможности для Северного морского пути.

Рассказываем, как появился уникальный атомный ледокольный флот и почему он стал частью госполитики по развитию Арктической зоны России.

Истоки успеха

Россия отмечает 80-летие отечественной атомной промышленности: 20 августа 1945 года был учрежден Специальный комитет при Совете министров СССР. Его задачей стало управление проектами по использованию атомной энергии урана. Возглавил комитет выдающийся ученый Игорь Курчатов.

Отечественные ученые первыми начали использовать атомные технологии в мирных целях и до сих пор остаются лидерами в этой области. Благодаря этому в нашей стране появились первые в мире атомная электростанция, атомный ледокол и термоядерный реактор (токамак).

Научное руководство было организовано в Лаборатории № 2 в Москве. Сегодня это Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт».

Реализация атомного проекта во многом определила эффективное развитие отечественной экономики, энергетики, здравоохранения, оборонно-промышленного комплекса, способствовала достижению стратегического паритета, отмечал Президент России Владимир Путин.

Он подчеркнул, что сейчас важно использовать уникальные возможности атомной промышленности для модернизации экономики, укрепления обороноспособности и энергетической безопасности страны, а также подготовки современных специалистов.

«Необходимо наращивать фундаментальные и прикладные научные исследования, уделять особое внимание разработке новых установок — таких, как модульные реакторы малой мощности и реакторы на быстрых нейтронах, которые станут основой атомной энергетики будущего. И конечно, в числе ваших приоритетных задач — участие в перспективных космических и арктических программах, других проектах, направленных на укрепление технологического и индустриального суверенитета России», — заявил Владимир Путин.

 Энергетика добра: как российские атомщики стали финалистами Национальной премии «Наш вклад» Читайте по теме Энергетика добра: как российские атомщики стали финалистами Национальной премии «Наш вклад» 17 января 2025

С самого начала атомного проекта стало ясно, насколько важно развивать мирный атом. Идея использовать атомную энергию во благо человечества стала основой для развития отрасли. Одним из ключевых направлений стало создание атомных ледоколов.

Шесть лет разработки

В апреле 1947 года впервые была предложена идея об использовании ядерных установок на флоте. В октябре 1953-го академики Анатолий Александров и Игорь Курчатов выступили за строительство ледокола с атомной энергетической установкой, и спустя месяц их инициатива была одобрена.

На создание первого в мире атомного ледокола ушло шесть лет. Проект объединил усилия более 500 предприятий и научных учреждений. В ходе этого процесса удалось:

  • внедрить 500 рационализаторских предложений;

  • разработать 76 новых механизмов;

  • опробовать более 150 образцов оборудования.

В результате 3 декабря 1959 года в СССР ввели в эксплуатацию первый в мире атомный ледокол «Ленин». Он был передан Мурманскому морскому пароходству.

0240.HR.jpg
А. Костромичев/РИА Новости

С этой даты начинается история не только первого атомного ледокола, но и всего отечественного атомного ледокольного флота. «Ленин» стал первым в мире надводным судном с атомной энергетической установкой. По мощности он превосходил все ледоколы своего времени.

За 30 лет службы — с 1959 по 1989 годы — атомный ледокол «Ленин» участвовал в 26 навигациях, провел в Арктике 3741 судно. Ему удалось в общей сложности преодолеть 654 400 морских миль, из них 560 600 — во льдах. Это расстояние равно 30 кругосветным плаваниям по экватору.

В 2009 году «Ленин» был доставлен к морскому вокзалу Мурманска, где началось его преобразование в музей. И вскоре выставочный центр «Атомный ледокол Ленин» стал визитной карточкой Мурманской области и одним из самых популярных туристических объектов Кольского Севера.

От «Ленина» к «Сталинграду»

В российской ледокольной флотилии сегодня 42 судна, из них 34 дизель-электрических и 8 атомных. Общая мощность этих ледоколов составляет около 700 МВт.

«Уже сейчас Россия имеет самый большой ледокольный флот в мире. Нам нужно усиливать эти позиции, вводить в строй ледоколы нового поколения, включая атомные, которые сейчас есть только у России — ни у кого в мире такого флота нет», — подчеркнул Президент Владимир Путин.

Самые мощные в мире на сегодняшний день — атомные ледоколы нового поколения проекта 22220. Это «Арктика», «Урал», «Сибирь» и «Якутия», каждый из которых обладает мощностью 60 МВт (81 тыс. л.с.).

Помимо них, в состав атомного ледокольного флота также входят:

  • «Ямал» и «50 лет Победы» мощностью 55 МВт (75 тыс. л.с.);

  • «Таймыр» и «Вайгач» мощностью 37,5 МВт (50 тыс. л.с.).

  • суда атомно-технологического обслуживания.

При этом ледокольный флот страны продолжит расширяться. К декабрю 2026 года завершится строительство атомохода «Чукотка» — пятого судна проекта 22220. Он уже спущен на воду и готовится к швартовным испытаниям.

Параллельно строится ледокол «Ленинград», шестой по счету в этом проекте. В ближайшее время заложат седьмой атомоход — «Сталинград». Ожидается, что новые суда будут введены в эксплуатацию в 2028 и 2030 годах соответственно.

Уникальные атомоходы

За эксплуатацию и техническое обслуживание атомных ледоколов и судов вспомогательного флота отвечает ФГУП «Атомфлот». В ближайшее время его основой станут универсальные атомные ледоколы проекта 22220.

Их основные характеристики:

  • длина — 173,3 м (160 м по конструктивной ватерлинии);

  • ширина — 34 м (33 м по конструктивной ватерлинии);

  • высота борта — 15,2 м;

  • мощность — 60 МВт (на валах);

  • скорость хода — 22 узла (по чистой воде);

  • осадка — 10,5 м/9,03 м;

  • максимальная ледопроходимость — до 3 м;

  • водоизмещение — 33 540 тонн;

  • расчетный срок службы — 40 лет;

  • численность экипажа — 54 человека.

Двухосадочная конструкция судов позволяет использовать их в арктических водах и в устьях полярных рек. Например, на мелководных участках Енисея (Дудинское направление) и Обской губы Карского моря. До этого в устьях рек могли работать только мелкосидящие атомные ледоколы «Таймыр» и «Вайгач».

6747.HR.jpg
Роберт Прасценис/РИА Новости

Универсальные атомные ледоколы проекта 22220 также обладают улучшенными обводами носовой оконечности и лучшей ледопроходимостью по сравнению с предшественниками. Благодаря этому канал за ними остается более широкий. Это важно для обеспечения безопасной проводки судов в Арктике.

Кроме того, на ходовом мостике открывается максимальный обзор, что повышает эффективность управления судном. Иначе несется навигационная вахта — бумажные карты отсутствуют, есть только электронные картографические системы.

Как сообщили Объясняем.рф в пресс-службе ФГУП «Атомфлот», атомоходы проекта 22220 отличаются автономностью и мощностью. Они могут работать без дозаправки топливом до 7 лет. Их мощность составляет 60 МВт, в то время как у самого мощного в мире дизель-электрического ледокола «Виктор Черномырдин» этот показатель равен 25 МВт.

«На ледоколах проекта 22220 применены инновационные решения, которые не применялись на атомоходах предыдущих проектов», — отметил представитель «Атомфлота».

Ледоколы проекта 22220 оснащены реакторной установкой нового поколения «РИТМ-200». Она была спроектирована конструкторским бюро атомной отрасли «ОКБМ Африкантов», за производство и поставку основного оборудования установки отвечал коллектив ПАО «ЗиО-Подольск».

«Этот полностью отечественный продукт не имеет зарубежных аналогов и отвечает современным тенденциям развития мировой атомной энергетики», — подчеркнули в пресс-службе «Атомфлота».

Ресурс ее работы составляет 40 лет. При этом отработавшее ядерное топливо загружают в баки выдержки для снятия остаточных тепловыделений. После того как топливо охладится, его загружают в контейнеры и отправляют на переработку.

«Атомный ледокольный флот — экологически безопасный и наиболее эффективный способ обеспечения навигации в акватории Северного морского пути (СМП). Это подтверждается не только исключительными характеристиками судов, но и уникальным опытом безаварийной работы», — отметили в «Атомфлоте».

Также атомоходы оборудованы системой электродвижения переменного тока с асинхронными гребными электродвигателями. Это первая отечественная разработка, позволяющая получить пакетное решение для управления ледоколом в любых режимах. Ее создали в Центральном научно-исследовательском институте судовой электротехники и технологии" (ЦНИИ СЭТ), который является филиалом ФГУП «Крыловский государственный научный центр».

«Более 90% оборудования на ледоколе произведено российскими компаниями», — подчеркнули в «Атомфлоте».

 Не углем единым: как развивается зеленая энергетика на Чукотке Читайте по теме Не углем единым: как развивается зеленая энергетика на Чукотке 13 августа 2024

По данным предприятия, наиболее востребованными для работы на ледоколах проекта 22220 будут следующие вакансии:

  • старший помощник капитана;

  • электромеханик;

  • механик;

  • инженер-оператор;

  • главный физик.

Будущий лидер

Флагманом отечественного ледокольного флота должен стать уникальный 120-мегаваттный ледокол «Россия» проекта 10510 «Лидер». Он строится на судостроительном комплексе «Звезда» в Приморском крае по проекту центрального конструкторского бюро «Айсберг».

Длина нового ледокола составит 209 м, ширина — 47,7 м, водоизмещение — около 69,7 тыс. тонн при осадке по конструктивной ватерлинии. Атомоход оснащен двумя энергоустановками типа «РИТМ-400», четырьмя турбинами и четырьмя гребными электродвигателями.

Энергетическая установка на базе ядерного реактора «РИТМ-400» в 1,8 раза мощнее установки «РИТМ-200», которая используется на ледоколах проекта 22220. Это улучшит эксплуатационные характеристики «России».

В частности, суммарная мощность энергоустановок ледокола в 120 МВт позволит атомоходу:

  • достигать скорости в 23 узла (42,6 км/ч) на чистой воде и при состоянии моря и ветра не выше 2 баллов;

  • проходить лед толщиной 2 м со скоростью до 12 узлов (22,22 км/ч);

  • преодолевать льды толщиной более 4 м со скоростью 2 узла (около 3,7 км/ч).

Головной атомный ледокол «Россия» обеспечит ритмичность проводок судов в восточном районе Северного морского пути. Максимальная ледопроходимость — 4,31 м. Этот атомоход будет способен прокладывать путь крупнотоннажным судам при любых ледовых условиях.

73115.HR.jpg
Святослав Акимов/РИА Новости

«Это создаст благоприятные условия для превращения Северного морского пути в международную транспортную артерию, значительно сокращающую путь из европейских портов до портов и потребителей в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии», — говорится в сообщении ЦКБ «Айсберг».

По словам первого вице-премьера Дениса Мантурова, плановый срок ввода в эксплуатацию — декабрь 2029 года.

Кратчайший путь между континентами

Россия является мировым лидером в области применения атомного ледокольного флота для решения транспортных задач. Благодаря ему Севморпуть в последние годы стал привлекательным направлением для транзитных грузоперевозок.

Дело в том, что СМП является кратчайшим морским маршрутом между Европой и Азией. Он проходит вдоль арктического побережья России — от Карского моря до Берингова пролива.

Его протяженность составляет около 5600 км — это на 40% короче маршрута через Суэцкий канал, который также считается одной из важнейших мировых транспортных артерий. В условиях геополитических ограничений Северный морской путь превратился в альтернативный коридор для экспортных поставок.

Это подтверждается цифрами: если в 2014 году грузопоток по СМП составлял около 4 млн тонн, то в 2024-м он превысил 37 млн тонн, а к 2030 году объемы перевозок планируется довести 110 млн т в год. Достичь таких показателей было бы невозможным без надежного ледокольного сопровождения.

«Северный морской путь должен стать ключевым участком Трансарктического транспортного коридора, который пройдет от Санкт-Петербурга через Мурманск до Владивостока. Он призван соединить мировые промышленные, сельскохозяйственные, энергетические центры и потребительские рынки более коротким, безопасным, экономически выгодным маршрутом», — подчеркивал Владимир Путин.

 Собственная повестка развития: какие структурные изменения экономики предложил Президент Читайте по теме Собственная повестка развития: какие структурные изменения экономики предложил Президент 21 июня 2025

В утвержденном Правительством РФ плане развития Северного морского пути до 2035 года предусмотрено более 150 мероприятий. Они охватывают создание инфраструктуры, разработку месторождений полезных ископаемых, строительство ледоколов и расширение группировки спутников. Общий объем финансирования инициатив составит порядка 1,8 трлн рублей.

Северный морской путь, как национальная транспортная коммуникация России в Арктике, имеет исключительно важное значение для обеспечения дальнейшего развития экономики северных регионов и государства в целом. Об этом заявили Объясняем.рф в пресс-службе «Атомфлота».

«Атомный ледокольный флот является уникальным конкурентным преимуществом нашей страны в Арктике. Развитие отечественных технологий и промышленности позволяет нашей стране эффективнее осваивать арктические территории и развивать инфраструктуру Северного морского пути», — подчеркнул представитель «Атомфлота».

Важнейшая задача на ближайшее время — обеспечить круглогодичную навигацию по Трансарктическому транспортному коридору и Северному морскому пути. С этой целью по заказу «Росатома» и ведется строительство новых атомных ледоколов:

«В ближайшие годы ожидается кратное увеличение трафика: к 2030 году планируется довести объемы перевозок до примерно 110 млн тонн в год. Достижению этой цели будет способствовать ввод новых универсальных атомных ледоколов проекта 22220. А головной атомный ледокол „Россия“ проекта 10510 обеспечит ритмичность проводок судов в восточном районе акватории Севморпути».

511.HR.jpg
Илья Тимин/РИА Новости

Зона стратегических интересов

Севморпуть является важной частью Арктической зоны России, которая, в свою очередь, занимает более четверти территории страны.

Здесь живут и трудятся почти 2,5 млн человек, которые вносят важный вклад в развитие страны. По оценкам экспертов, Арктика обеспечивает около 7% национального ВВП и примерно 11% экспорта.

«Мы видим колоссальные перспективы для дальнейшего комплексного развития региона. Важнейшее направление — это укрепление транспортного и логистического контура Арктики», — подчеркивал Владимир Путин.

 Огромная ресурсная база: Госсовет обсудил вопросы освоения Арктики Читайте по теме Огромная ресурсная база: Госсовет обсудил вопросы освоения Арктики 27 марта 2025

По словам главы государства, будущее России в том числе за освоением Арктики. В этом контексте он среди прочего поручил Правительству:

  • актуализировать положения документов «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике до 2035 года» и «О Стратегии развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности до 2035 года», учитывая необходимость продления их реализации до 2050 года;

  • предусмотреть в реализуемых в настоящее время национальных проектах разделы, включающие в себя мероприятия по развитию Арктической зоны;

  • утвердить финансово-экономическую и организационную модель развития Трансарктического транспортного коридора;

  • представить доклад о гарантиях формирования ледокольного флота до 2035 года и на перспективу до 2050-го;

  • ускорить принятие графика реализации мастер-планов по развитию опорных арктических агломераций;

  • проработать вопрос строительства новых верфей в России;

  • создать специальный проектный офис для продвижения инфраструктурных проектов в Арктике.

«Мы сделаем все для того, чтобы укрепить глобальное лидерство России в Арктике, и, несмотря на все текущие трудности, сложности, обеспечим комплексное развитие этого региона, создадим прочный задел для будущих поколений», — подчеркнул Президент РФ.